ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С ФАШИСТСКО-НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИМ ПОДПОЛЬЕМ НА ОСВОБОЖДЕННЫХ ОТ ОККУПАЦИИ ТЕРРИТОРИЯХ ЗАПАДНОЙ УКРАИНЫ, ПРИБАЛТИКИ, БЕЛОРУССИИ (1944-1955 ГГ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. В статье раскрываются отдельные вопросы, связанные с правовым регулированием борьбы с фашистско-националистическим подпольем в Украине, Прибалтике и Белоруссии. На основе анализа опубликованных нормативно-правовых документов и литературы показана деятельность государственных органов, органов и войск НКВД-МГБ-МВД СССР по борьбе с фашистско-националистическим подпольем на освобожденных от оккупации немецко-фашистских захватчиков территориях республик Украины, Прибалтики и Белоруссии. При этом отмечается, что в борьбе с подпольем принимали участие советские и партийные органы власти, комсомольские организации, а непосредственную вооруженную борьбу проводили органы и войска НКВД-МГБ-МВД СССР. Материалы и методы. материалами исследования послужили научные статьи ученых, нормы законодательства СССР, ведомственные акты НКВД-МГБ-МВД СССР, архивные документы. В ходе исследования применен диалектический метод, проведен анализ научных, исторических и нормативно-правовых источников, использованы приёмы обобщения и группировки данных, а так же сравнительно-правовой, историко-правовой метод. Результаты исследования позволили раскрыть процесс изменения и развития правового регулирования борьбы с фашистско-националистическим подпольем на освобожденных территориях Западной Украины, Прибалтики и Белоруссии от оккупации немецко-фашистских захватчиков в 1944-1955 гг., выявить факторы, влияющие на эффективность данной борьбы, осветить отдельные организационные и практические аспекты деятельности советских и партийных органов, органов и войск НКВД-МГБ-МВД СССР по борьбе с фашистско-националистическим подпольем в рассматриваемый период. Выводы и заключения. Проведенный анализ позволил раскрыть формы и методы органов и войск НКВД-МГБ-МВД СССР, а так же советских и партийных органов в целом в Западной Украине, Прибалтике, Белоруссии, в частности, направленные на обнаружение и ликвидацию фашистско-националистического подполья, а также позволили оценить ее результативность.

Ключевые слова:
правовое регулирование, фашистско-националистическое подполье, борьба, НКВД-МГБ-МВД СССР, советской органы, партийные органы, антисоветская деятельность.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Общество на всех этапах своего существования обеспечивало реализацию своего прогрессивного развития. В данном развитии общественные отношения упорядочивались с помощью механизма правового регулирования. Составной частью правового механизма являлись правовые нормы.

На сегодняшний день перед государством стоят множество задач, как внешнего, так и внутреннего характера. Одной из основополагающих задач, решаемых государственными органами, является охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Исторический опыт борьбы с фашистско-националистическим подпольем является важным аспектом при успешном выполнении этой задачи. Поэтому изучение историко-правовых документов, по борьбе советских органов с фашистско-националистическим подпольем и его вооруженными бандами на завершающем этапе Великой Отечественной войны (далее – ВОВ) и послевоенное десятилетие является актуальным, как в научном, так и практическом смысле. Анализ нормативно-правовой базы позволяет профессионально оценить деятельность государственных органов по борьбе с фашистско-националистическим подпольем в рассматриваемых исторических рамках.

В свою очередь, историко-правовой опыт борьбы государственных органов по борьбе с фашистско-националистическим подпольем[2, с. 101] может быть использован как положительный пример, силовыми ведомствами при выполнении служебно-боевых задач в настоящее время.

На завершающем этапе войны руководство СССР столкнулось с антисоветской деятельностью фашистско-националистического подполья, действовавшего в Западных регионах страны (Западная Украина, Белоруссия, Прибалтика). Их деятельность выражалась в проведении действий террористического характера в отношении органов советской власти, нападении и убийствах советских граждан, в том числе тех, кто участвовал в налаживании мирной советской жизни после освобождения территорий от оккупантов[5, с. 80].

В этих условиях была проведена работа по правовому регулированию борьбы с фашистско-националистическим подпольем на освобождённых территориях Западной Украины, Белоруссии и Прибалтике. В контексте рассматриваемой темы, необходимо отметить, что конституционная основа правового регулирования борьбы с фашистско-националистическим подпольем прямо или косвенно касающаяся деятельности органов советской власти была разработана до антисоветской деятельности подполья [11, с. 34].

К общей нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность органов советской власти можно отнести: Конституцию СССР 1936 г., Конституцию РСФСР 1937 г., Уголовный Кодекс РСФСР 1926 г., Уголовно-Процессуальный Кодекс РСФСР, Постановления, Указы СНК СССР, Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б), а также ведомственные нормативно-правовые документы.

Необходимо подчеркнуть, что с введением в 1941 году Указа Президиума ВС СССР «О военном положении» стали издаваться нормативно-правовые акты, которые предусматривали и организовывали деятельность государства направленную на обеспечение победы над врагом и перестроение всей работы на военный лад. Таким образом, можно сделать вывод, что юридической основой для осуществления политики государства в условиях военного времени был указ о военном положении. Следующим политическим шагом было создание Ставки главного командования (далее – СГК) – первого чрезвычайного органа ВОВ. Далее в июне 1941 г. был создан Государственный Комитет Обороны (далее – ГКО) – чрезвычайный военный государственный орган, который наделялся всей полнотой власти во всех сферах деятельности в стране. До окончания войны постановления, решения, распоряжения ГКО были общеобязательными и выполнялись беспрекословно всеми государственными и общественными органами.

Одним из важнейших нормативно-правовых актов, изданных ГКО в рамках выполнения задачи по борьбе с антисоветскими элементами, изменниками родины, диверсионной и террористической деятельностью иностранных разведок было Постановление ГКО от 19 апреля 1943 г. № 415-138сс «О преобразовании Особых отделов НКВД СССР в Главное Управление контрразведки НКО «Смерш» с приложением»[1]. Постановление предусматривало проведение реорганизационных мероприятий по передаче ОО НКВД СССР в ведение ГУ контрразведки НКО «Смерш», а также передаче Морского отдела УОО НКВД СССР в ведение НКВМФ с постановкой конкретных задач отделам.

Стоит подчеркнуть, что введение военного положения в стране, ввиду ужесточения мер ответственности за совершенные противоправные, антисоветские деяния, а также установление более строгого режима поддержания общественного порядка и борьбе с бандитизмом положительным образом повлияли на снижение преступности.

К наиболее значимому нормативно-правовому акту можно отнести Постановление СНК СССР от 16 марта 1943 г. «О работе Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков». Далее последовал Указ Президиума ВС СССР от 19 апреля 1943 г. «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их  пособников» [7, с. 118].

Рассмотрев всю жестокость и зверства, которые совершали участники фашистско-националистического подполья в отношении советских граждан, органов советской власти, государственного и частного имущества, крестьянские организации, профсоюзы, национальные республики вышли с заявлениями о внесении изменений в Указ «Об отмене смертной казни», с тем, чтобы нормативный документ не распространялся на изменников родины, шпионов, подрывников-диверсантов. Так Указом Президиума ВС СССР от 12 января 1950 г. «О применении смертной казни к изменникам родины, шпионам, подрывникам-диверсантам[2], данные заявления были выполнены.

Таким образом, при рассмотрении антисоветских деяний участников фашистско-националистического подполья в рассматриваемый период можно сделать вывод, что политика государства на всем протяжении борьбы имела тенденцию к усилению мер уголовно-правовой ответственности. Мера наказания, за преступления связанные с деятельностью фашистско-националистического подполья, в основном была, смертная казнь, т.е. высшая мера наказания.

Непосредственно борьбой с фашистско-националистическим подпольем в рассматриваемый период занимались органы и войска НКВД-МГБ-МВД СССР. В историческом аспекте, деятельность органов и войск НКВД-МГБ-МВД СССР раскрыта довольно широко. Поэтому стоит раскрыть основные ведомственные нормативно-правовые акты, которые в совокупности образовывали нормативно-правовую базу борьбы с фашистско-националистическим подпольем на освобожденных от оккупации немецко-фашистских захватчиков территориях Западной Украины, Прибалтики, Белоруссии.

С учетом сложной обстановки складывающейся в вышеуказанных регионах СССР и на основании приказа НКВД СССР от 30 сентября 1941 г. № 001414 «Об организации Отдела НКВД СССР по борьбе с бандитизмом» [4, с. 39] в республиках, краях и областях были созданы отделы (отделения) по борьбе с бандитизмом. В связи с организацией отделов НКВД-УНКВД по борьбе с бандитизмом, 9 октября 1941 г. директивой НКВД СССР № 1085 было предписано организовать работу по укомплектованию подразделений надежными, имеющими боевой опыт работниками, организовать агентурно-оперативную работу, в зонах ответственности отделов, провести анализ, существующих бандгрупп, бандодиночек. Важно отметить, что уже в начале войны по агентурно-оперативной информации от оперативных работников было известно, что в отдельных регионах страны, в частности, в Украине, сформированы и ведут антисоветскую деятельность бандитские формирования и бандодиночки, имеющие своих пособников из числа местного населения.

За время проведения оперативно-войсковых мероприятий органами НКВД СССР проводилась огромная работа по борьбе с антисоветскими элементами, националистическими бандгруппами. Однако, в западных регионах СССР бандформирования, за счет дезертиров, изменников Родины, криминальных элементов, пособников фашистов пополняли существующие и организовывали новые банды. В связи с этим была утверждена Директива НКВД от 10 декабря 1942 г. «О мерах по усилению борьбы с бандитизмом и дезертирством»[1, с. 523]. В нормативно-правовом документе предлагалось борьбу с бандитизмом проводить в сочетании с агентурно-оперативной работой, создавать специальную агентурно-осведомительную сеть, использовать местных авторитетов для отрыва участников бандитских групп от их главарей.

С момента освобождения советских районов от оккупации немецко-фашистских захватчиков одной из основных обязанностей политических органов, политических аппаратов и партийных организаций частей и соединений было проведение политической работы среди местного населения. Политическая работа проводилась с учетом национальных особенностей, обычаев, религиозных чувств населения освобождённых районов. Также для проведения разъяснительной работы привлекались партийные и комсомольские активы, а также активисты – военнослужащие. Проведение агитационно-пропагандистской работы тщательно прорабатывалась по времени и содержанию. Данные требования были изложены в Директиве Политического отдела ВВ НКВД СССР от 8 июня 1944 г. № 19/5 – 2653 «О политической работе среди местного населения освобожденных и освобождаемых от немецко-фашистских захватчиков районов»[9, с. 55-56].

В 1945 г. важным мероприятием, проводимым советскими и партийными органами было подготовка и проведение выборов в Верховный Совет СССР. Со стороны фашистско-националистического подполья участились случаи по срыву проведения предвыборных мероприятий, способами совершения террористических актов в отношении представителей советской власти, партийных работников и других лиц, заинтересованных в проведении выборов. Ввиду недопущения срыва проведения выборов и усиления мер по борьбе с «политики-националистическим бандитизмом» ГУ ВВ НКВД СССР издало указание от 7 декабря 1945 г. «О мероприятиях внутренних войск НКВД по борьбе с бандитизмом в период предвыборной кампании и выборов в Верховный Совет СССР»[3]. Нормативный документ регламентировал проведение мероприятий по борьбе с бандитизмом и обеспечение деятельности советских и партийных органов по подготовке и проведению выборов. Так же отмечалось, что при организации поиска и ликвидации участников фашистско-националистического подполья строго руководствоваться директивой заместителя НКВД СССР от 6 декабря 1945 г. № 17/7448.

В послевоенные годы деятельность участников фашистско-националистического подполья продолжалась активно вплоть до 50-хх годов. Наиболее интенсивно деятельность фашистско-националистического подполья была развернута в Западной Украине.

Так, из директивы Управления ВВ МГБ Украинского округа от 6 августа 1947 г. «Об изучении тактики и методов борьбы, применяемых бандитами»[10, с. 242] изложено, что «оуновское подполье ведет диверсионно-террористическую деятельность, идеологическое воспитание, работа подполья строится в соответствии с деятельностью войск МГБ. В своей деятельности националистическое подполье используют различные ухищрения: использование бандитами документов переселенцев из Польши, переодевание бандитов в форму военнослужащих Советской Армии (далее – СА), ВВ МГБ, формирование бандбоевок из националистически настроенной молодежи с привлечением детей, использование родственных связей среди советских служащих, в части укрывательства в безопасных местах».

При выполнении чекистско-оперативных мероприятий личный состав зачастую пренебрегал вопросами конспирации и проведению маскировочных мероприятий, что в свою очередь влекло к потерям среди личного состава. Так, Директива ГУ ВВ МГБ СССР от 27 октября 1948 г. «Об усилении бдительности при борьбе с бандитизмом»[4] информировала о том, что участники фашистско-националистического подполья, в частности вооруженные банды применяют диверсии, связанные с минированием объектов, дорог, вероятных мест нахождения бандитов. Ввиду этого участились случаи подрывов личного состава. В соответствии с осложнением обстановки нормативный документ регламентировал проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение бдительности среди личного состава, изучения применяемых ухищрений бандитами в отношении военнослужащих ВВ МГБ СССР, а также порядок передвижения нарядов по маршрутам следования.

С учетом изменения форм и методов борьбы подполья изменялась и тактика борьбы органов и войск МГБ. Так, в указании Управления ВО МГБ Украинского округа от 9 октября 1951 г. «Об активизации борьбы с бандитизмом» определялось, что «необходимо практиковать проведение чекистско-войсковых операций силами от команды до сводного отряда, не допускать шаблона в действиях нарядов, укреплять и постоянно заниматься подготовкой чекистско-войсковых групп (далее – ЧВГ), иметь в каждой ЧВГ специально подготовленных солдат на захват бандитов живыми, группу бегунов физически натренированных, отлично стреляющих на преследование бандитов» [9, с. 267].

Существенным шагом в окончательном разгроме фашистско-националистического подполья было принятие ЦК КПСС Постановления от 30 декабря 1952 г. Данное постановление регламентировало МГБ СССР окончательно ликвидировать фашистско-националистическое подполье и его вооруженные бандгруппы в западной Украине, западной Белоруссии, В Прибалтийских республиках. На основании вышеупомянутого документа ИГБ СССР издал приказ от 24 января 1953 г. «О мерах по ликвидации националистического подполья и его вооруженных банд в западных областях Украинской и Белорусской ССР, в Литовской, Латвийской и Эстонской ССР»[5]. Нормативный документ предписывал органам и войскам МГБ СССР в период с февраля по апрель 1953 г. нанести разгром фашистско-националистическому подполью. Регламентировал выполнить следующие оперативно-войсковые мероприятия:

организовать чекистско-оперативную работу как против банд в целом, так и в отношении каждого участника подполья;

для обнаружения и уничтожения главарей фашистско-националистического подполья привлекать наиболее опытных оперативных работников;

чекистско-войсковые операции проводить только на основании проверенных агентурных данных;

активно задействовать для борьбы с подпольем группы охраны общественного порядка, отряды защиты народа, органы милиции и истребительные батальоны;

в приграничных районах осуществлять мероприятия по борьбе с «политико-националистическим бандитизмом»;

принимать меры по недопущению совершения диверсий и террористических актов на железнодорожном транспорте.

В целях ликвидации остатков фашистско-националистического подполья и его вооруженных бандгрупп МВД СССР разработало указания от 8 мая 1954 г. «По ликвидации остатков националистического подполья»[6]. В рамках завершающего этапа борьбы с фашистско-националистическим подпольем предлагалось:

при проведении чекистско-войсковых операций принимать всевозможные меры по захвату бандитов живыми;

руководство проведением чекистско-войсковыми операциями возлагать на опытных оперативных работников;

особое внимание при проведении операций уделять агентурным сведениям;

чекистско-войсковые операции проводить в строгом соблюдении советской законности;

содержать в боевой готовности для выполнения задач органов госбезопасности органы МВД и войска внутренней охраны МВД.

Стоит подчеркнуть, что антисоветская деятельность фашистско-националистического подполья имела особенности в своей деятельности, с учетом координации их деятельности немецких спецслужб[3, с. 134]. Так, к особенностям их деятельности можно отнести:

проведение агентурной работы на важных объектах, как военного, так и тылового значения;

работа по подготовке диверсантов из состава участников националистического подполья с целью совершения диверсий в тыловых районах;

терроризирование населения, по средствам проведения налетов, засад на объекты жизнеобеспечения, с целью нарушения качественного функционирования советской власти[6, с. 190].

Проведя анализ результативности деятельности внутренних войск в борьбе с «политико-националистическим бандитизмом» и фашистско-националистическим подпольем, можно сделать вывод, что деятельность войск по борьбе с подпольем началась ещё в 1941 г. Максимальная результативность деятельности по борьбе с подпольем относится к периоду 1946-1948 гг. Очевидно это было связано с тем, что после окончания Великой Отечественной войны фашистско-националистическое подполье начало открытое противостоянии против советской власти. С 1951 г. наметилась тенденция к снижению результатов борьбы до полной ликвидации подполья.

Таким образом, при проведении анализа нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность государственных органов по борьбе с фашистско-националистическим подпольем можно отметить, что их роль значительно усиливалась, в условиях военного времени, когда необходимо было мобилизовать имеющиеся силы и средства страны в борьбе с врагом.

Нормативно-правовая база регламентирующая деятельность государственных органов советской власти по борьбе с фашистско-националистическим подпольем постоянно усовершенствовалась и дополнялась с учетом изменений форм и методов борьбы подполья с советской властью.

В настоящее время историко-правовой опыт борьбы с фашистско-националистическим подпольем советских органов власти, в том числе органов и войск НКВД-МГБ-МВД СССР на освобожденных территориях имеет огромное значения и может использоваться в настоящее время для поддержания, установления общественного порядка и обеспечения общественной безопасности внутри страны.

 

[1] ГАРФ, Ф. Р-7523, Оп. 4, Д. 164, Л. 118-120.

[2] Там же, Ф. Р-9401, Оп. 12, Д. 192, Л. 39-43.

[3] РГВА. Ф. 38650. Оп. 1. Д. 134. Л. 190-193.

[4] Там же, Д. 350. Л. 157-158.

[5] Там же, Ф. 40600. Оп. 1. Д. 238. Л. 5-7.

[6] ЦА ВНГ РФ. Ф. 1. Оп. 9. Д. 8. Л. 35-36.

Список литературы

1. Войска НКВД - МГБ - МВД СССР накануне, в годы Великой Отечественной войны и в борьбе с националистическим подпольем в послевоенный период. Сборник документов и материалов: в 2 т. - М.: Редакция журнала «На боевом посту» войск национальной гвардии Российской Федерации, 2023. 428 с.

2. Исторический опыт деятельности внутренних войск МВД СССР по обеспечению внутренней безопасности государства в 1945-1991 гг.: военно-исторический труд / под общ. ред. Н.Е. Рогожкина. М.: Редакция журнала «На боевом посту», 2013. 200 с.

3. Мутигуллин А.В. Борьба с бандитизмом на Украине в годы Великой Отечественной войны, как функция обеспечения общественной безопасности советского государства // Актуальные вопросы административного законодательства: материалы всероссийского круглого стола (Санкт-Петербург, 27 апреля. 2023 г.) / Редколлегия: И.С. Назарова (пред.), В.И. Кайнов (отв. ред.). СПб.: СПВИ войск национальной гвардии, 2023. С. 79-84.

4. Мутигуллин, А. В. Организация борьбы с фашистско-националистическим подпольем на Западной Украине / А. В. Мутигуллин // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации : Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 15 ноября 2023 года. - Новосибирск: Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2023. - С. 133-138.

5. Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. - Т. 3. - Кн. 2(1 июля - 31 декабря 1942 г.). - М., 2003. - 657 с.

6. Политбюро и органы государственной безопасности: Сборник документов. - М.: Кучково поле, 2017. 398 с.

7. Руденко А.В. Служебно-боевая деятельность войск НКВД по борьбе с националистическими формированиями на территории Прибалтики в 1944-1946 гг. // Власть. История и археология. 2014. Вып. 2. С. 189-192.

8. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938-1958. М., 1959. 754 с.

9. Теория и практика западноукраинского национализма в документах НКВД, МВД и МГБ СССР / Сборник документов. - Составили: Владимирцев Н.И., Кривец В.Д., Некрасов В.Ф., Сойма В.М., Степанов А.С., Штутман С.М. - М.: Объединенная редакция МВД России, 2010. 512 с.

10. Упоров И.В. Государственная политика СССР по борьбе с бандитизмом на бывших в оккупации советских территориях (1943-1953 гг.): моногр. М.: Изд-во Юрлитинформ, 2015. 216 с.

11. Шатилов С. П. Правоохранительная функция Советского государства в период Великой Отечественной войны (теоретический и историко-правовой аспекты) [Текст] : монография / С. П. Шатилов. - Барнаул : Изд-во ААЭП, 2006. - 148 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?