LEGAL REGULATION OF THE STRUGGLE WITH THE FASCIST-NATIONALIST UNDERGROUND IN THE TERRITORIES OF WESTERN UKRAINE, THE BALTIC STATES, AND BELARUS LIBERATED FROM OCCUPATION (1944-1955)
Abstract and keywords
Abstract (English):
Introduction: The article reveals some issues related to the legal regulation of the fight against the fascist-nationalist underground in Ukraine, the Baltic States and Belarus. Based on the analysis of published normative legal documents and literature, the activities of state bodies, bodies and troops of the NKVD-Ministry of Internal Affairs of the USSR in the fight against the fascist-nationalist underground in the territories of the republics of Ukraine, the Baltic States and Belarus liberated from the occupation of the Nazi invaders are shown. At the same time, it is noted that Soviet and party authorities, Komsomol organizations took part in the fight against the underground, and the bodies and troops of the NKVD-the Ministry of Internal Affairs of the USSR carried out the direct armed struggle.

Keywords:
legal regulation, fascist-nationalist underground, struggle, NKVD-Ministry of Internal Affairs of the USSR, Soviet organs, party organs, anti-Soviet activity.
Text
Text (PDF): Read Download

Общество на всех этапах своего существования обеспечивало реализацию своего прогрессивного развития. В данном развитии общественные отношения упорядочивались с помощью механизма правового регулирования. Составной частью правового механизма являлись правовые нормы.

На сегодняшний день перед государством стоят множество задач, как внешнего, так и внутреннего характера. Одной из основополагающих задач, решаемых государственными органами, является охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Исторический опыт борьбы с фашистско-националистическим подпольем является важным аспектом при успешном выполнении этой задачи. Поэтому изучение историко-правовых документов, по борьбе советских органов с фашистско-националистическим подпольем и его вооруженными бандами на завершающем этапе Великой Отечественной войны (далее – ВОВ) и послевоенное десятилетие является актуальным, как в научном, так и практическом смысле. Анализ нормативно-правовой базы позволяет профессионально оценить деятельность государственных органов по борьбе с фашистско-националистическим подпольем в рассматриваемых исторических рамках.

В свою очередь, историко-правовой опыт борьбы государственных органов по борьбе с фашистско-националистическим подпольем[2, с. 101] может быть использован как положительный пример, силовыми ведомствами при выполнении служебно-боевых задач в настоящее время.

На завершающем этапе войны руководство СССР столкнулось с антисоветской деятельностью фашистско-националистического подполья, действовавшего в Западных регионах страны (Западная Украина, Белоруссия, Прибалтика). Их деятельность выражалась в проведении действий террористического характера в отношении органов советской власти, нападении и убийствах советских граждан, в том числе тех, кто участвовал в налаживании мирной советской жизни после освобождения территорий от оккупантов[5, с. 80].

В этих условиях была проведена работа по правовому регулированию борьбы с фашистско-националистическим подпольем на освобождённых территориях Западной Украины, Белоруссии и Прибалтике. В контексте рассматриваемой темы, необходимо отметить, что конституционная основа правового регулирования борьбы с фашистско-националистическим подпольем прямо или косвенно касающаяся деятельности органов советской власти была разработана до антисоветской деятельности подполья [11, с. 34].

К общей нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность органов советской власти можно отнести: Конституцию СССР 1936 г., Конституцию РСФСР 1937 г., Уголовный Кодекс РСФСР 1926 г., Уголовно-Процессуальный Кодекс РСФСР, Постановления, Указы СНК СССР, Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б), а также ведомственные нормативно-правовые документы.

Необходимо подчеркнуть, что с введением в 1941 году Указа Президиума ВС СССР «О военном положении» стали издаваться нормативно-правовые акты, которые предусматривали и организовывали деятельность государства направленную на обеспечение победы над врагом и перестроение всей работы на военный лад. Таким образом, можно сделать вывод, что юридической основой для осуществления политики государства в условиях военного времени был указ о военном положении. Следующим политическим шагом было создание Ставки главного командования (далее – СГК) – первого чрезвычайного органа ВОВ. Далее в июне 1941 г. был создан Государственный Комитет Обороны (далее – ГКО) – чрезвычайный военный государственный орган, который наделялся всей полнотой власти во всех сферах деятельности в стране. До окончания войны постановления, решения, распоряжения ГКО были общеобязательными и выполнялись беспрекословно всеми государственными и общественными органами.

Одним из важнейших нормативно-правовых актов, изданных ГКО в рамках выполнения задачи по борьбе с антисоветскими элементами, изменниками родины, диверсионной и террористической деятельностью иностранных разведок было Постановление ГКО от 19 апреля 1943 г. № 415-138сс «О преобразовании Особых отделов НКВД СССР в Главное Управление контрразведки НКО «Смерш» с приложением»[1]. Постановление предусматривало проведение реорганизационных мероприятий по передаче ОО НКВД СССР в ведение ГУ контрразведки НКО «Смерш», а также передаче Морского отдела УОО НКВД СССР в ведение НКВМФ с постановкой конкретных задач отделам.

Стоит подчеркнуть, что введение военного положения в стране, ввиду ужесточения мер ответственности за совершенные противоправные, антисоветские деяния, а также установление более строгого режима поддержания общественного порядка и борьбе с бандитизмом положительным образом повлияли на снижение преступности.

К наиболее значимому нормативно-правовому акту можно отнести Постановление СНК СССР от 16 марта 1943 г. «О работе Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков». Далее последовал Указ Президиума ВС СССР от 19 апреля 1943 г. «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их  пособников» [7, с. 118].

Рассмотрев всю жестокость и зверства, которые совершали участники фашистско-националистического подполья в отношении советских граждан, органов советской власти, государственного и частного имущества, крестьянские организации, профсоюзы, национальные республики вышли с заявлениями о внесении изменений в Указ «Об отмене смертной казни», с тем, чтобы нормативный документ не распространялся на изменников родины, шпионов, подрывников-диверсантов. Так Указом Президиума ВС СССР от 12 января 1950 г. «О применении смертной казни к изменникам родины, шпионам, подрывникам-диверсантам[2], данные заявления были выполнены.

Таким образом, при рассмотрении антисоветских деяний участников фашистско-националистического подполья в рассматриваемый период можно сделать вывод, что политика государства на всем протяжении борьбы имела тенденцию к усилению мер уголовно-правовой ответственности. Мера наказания, за преступления связанные с деятельностью фашистско-националистического подполья, в основном была, смертная казнь, т.е. высшая мера наказания.

Непосредственно борьбой с фашистско-националистическим подпольем в рассматриваемый период занимались органы и войска НКВД-МГБ-МВД СССР. В историческом аспекте, деятельность органов и войск НКВД-МГБ-МВД СССР раскрыта довольно широко. Поэтому стоит раскрыть основные ведомственные нормативно-правовые акты, которые в совокупности образовывали нормативно-правовую базу борьбы с фашистско-националистическим подпольем на освобожденных от оккупации немецко-фашистских захватчиков территориях Западной Украины, Прибалтики, Белоруссии.

С учетом сложной обстановки складывающейся в вышеуказанных регионах СССР и на основании приказа НКВД СССР от 30 сентября 1941 г. № 001414 «Об организации Отдела НКВД СССР по борьбе с бандитизмом» [4, с. 39] в республиках, краях и областях были созданы отделы (отделения) по борьбе с бандитизмом. В связи с организацией отделов НКВД-УНКВД по борьбе с бандитизмом, 9 октября 1941 г. директивой НКВД СССР № 1085 было предписано организовать работу по укомплектованию подразделений надежными, имеющими боевой опыт работниками, организовать агентурно-оперативную работу, в зонах ответственности отделов, провести анализ, существующих бандгрупп, бандодиночек. Важно отметить, что уже в начале войны по агентурно-оперативной информации от оперативных работников было известно, что в отдельных регионах страны, в частности, в Украине, сформированы и ведут антисоветскую деятельность бандитские формирования и бандодиночки, имеющие своих пособников из числа местного населения.

За время проведения оперативно-войсковых мероприятий органами НКВД СССР проводилась огромная работа по борьбе с антисоветскими элементами, националистическими бандгруппами. Однако, в западных регионах СССР бандформирования, за счет дезертиров, изменников Родины, криминальных элементов, пособников фашистов пополняли существующие и организовывали новые банды. В связи с этим была утверждена Директива НКВД от 10 декабря 1942 г. «О мерах по усилению борьбы с бандитизмом и дезертирством»[1, с. 523]. В нормативно-правовом документе предлагалось борьбу с бандитизмом проводить в сочетании с агентурно-оперативной работой, создавать специальную агентурно-осведомительную сеть, использовать местных авторитетов для отрыва участников бандитских групп от их главарей.

С момента освобождения советских районов от оккупации немецко-фашистских захватчиков одной из основных обязанностей политических органов, политических аппаратов и партийных организаций частей и соединений было проведение политической работы среди местного населения. Политическая работа проводилась с учетом национальных особенностей, обычаев, религиозных чувств населения освобождённых районов. Также для проведения разъяснительной работы привлекались партийные и комсомольские активы, а также активисты – военнослужащие. Проведение агитационно-пропагандистской работы тщательно прорабатывалась по времени и содержанию. Данные требования были изложены в Директиве Политического отдела ВВ НКВД СССР от 8 июня 1944 г. № 19/5 – 2653 «О политической работе среди местного населения освобожденных и освобождаемых от немецко-фашистских захватчиков районов»[9, с. 55-56].

В 1945 г. важным мероприятием, проводимым советскими и партийными органами было подготовка и проведение выборов в Верховный Совет СССР. Со стороны фашистско-националистического подполья участились случаи по срыву проведения предвыборных мероприятий, способами совершения террористических актов в отношении представителей советской власти, партийных работников и других лиц, заинтересованных в проведении выборов. Ввиду недопущения срыва проведения выборов и усиления мер по борьбе с «политики-националистическим бандитизмом» ГУ ВВ НКВД СССР издало указание от 7 декабря 1945 г. «О мероприятиях внутренних войск НКВД по борьбе с бандитизмом в период предвыборной кампании и выборов в Верховный Совет СССР»[3]. Нормативный документ регламентировал проведение мероприятий по борьбе с бандитизмом и обеспечение деятельности советских и партийных органов по подготовке и проведению выборов. Так же отмечалось, что при организации поиска и ликвидации участников фашистско-националистического подполья строго руководствоваться директивой заместителя НКВД СССР от 6 декабря 1945 г. № 17/7448.

В послевоенные годы деятельность участников фашистско-националистического подполья продолжалась активно вплоть до 50-хх годов. Наиболее интенсивно деятельность фашистско-националистического подполья была развернута в Западной Украине.

Так, из директивы Управления ВВ МГБ Украинского округа от 6 августа 1947 г. «Об изучении тактики и методов борьбы, применяемых бандитами»[10, с. 242] изложено, что «оуновское подполье ведет диверсионно-террористическую деятельность, идеологическое воспитание, работа подполья строится в соответствии с деятельностью войск МГБ. В своей деятельности националистическое подполье используют различные ухищрения: использование бандитами документов переселенцев из Польши, переодевание бандитов в форму военнослужащих Советской Армии (далее – СА), ВВ МГБ, формирование бандбоевок из националистически настроенной молодежи с привлечением детей, использование родственных связей среди советских служащих, в части укрывательства в безопасных местах».

При выполнении чекистско-оперативных мероприятий личный состав зачастую пренебрегал вопросами конспирации и проведению маскировочных мероприятий, что в свою очередь влекло к потерям среди личного состава. Так, Директива ГУ ВВ МГБ СССР от 27 октября 1948 г. «Об усилении бдительности при борьбе с бандитизмом»[4] информировала о том, что участники фашистско-националистического подполья, в частности вооруженные банды применяют диверсии, связанные с минированием объектов, дорог, вероятных мест нахождения бандитов. Ввиду этого участились случаи подрывов личного состава. В соответствии с осложнением обстановки нормативный документ регламентировал проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение бдительности среди личного состава, изучения применяемых ухищрений бандитами в отношении военнослужащих ВВ МГБ СССР, а также порядок передвижения нарядов по маршрутам следования.

С учетом изменения форм и методов борьбы подполья изменялась и тактика борьбы органов и войск МГБ. Так, в указании Управления ВО МГБ Украинского округа от 9 октября 1951 г. «Об активизации борьбы с бандитизмом» определялось, что «необходимо практиковать проведение чекистско-войсковых операций силами от команды до сводного отряда, не допускать шаблона в действиях нарядов, укреплять и постоянно заниматься подготовкой чекистско-войсковых групп (далее – ЧВГ), иметь в каждой ЧВГ специально подготовленных солдат на захват бандитов живыми, группу бегунов физически натренированных, отлично стреляющих на преследование бандитов» [9, с. 267].

Существенным шагом в окончательном разгроме фашистско-националистического подполья было принятие ЦК КПСС Постановления от 30 декабря 1952 г. Данное постановление регламентировало МГБ СССР окончательно ликвидировать фашистско-националистическое подполье и его вооруженные бандгруппы в западной Украине, западной Белоруссии, В Прибалтийских республиках. На основании вышеупомянутого документа ИГБ СССР издал приказ от 24 января 1953 г. «О мерах по ликвидации националистического подполья и его вооруженных банд в западных областях Украинской и Белорусской ССР, в Литовской, Латвийской и Эстонской ССР»[5]. Нормативный документ предписывал органам и войскам МГБ СССР в период с февраля по апрель 1953 г. нанести разгром фашистско-националистическому подполью. Регламентировал выполнить следующие оперативно-войсковые мероприятия:

организовать чекистско-оперативную работу как против банд в целом, так и в отношении каждого участника подполья;

для обнаружения и уничтожения главарей фашистско-националистического подполья привлекать наиболее опытных оперативных работников;

чекистско-войсковые операции проводить только на основании проверенных агентурных данных;

активно задействовать для борьбы с подпольем группы охраны общественного порядка, отряды защиты народа, органы милиции и истребительные батальоны;

в приграничных районах осуществлять мероприятия по борьбе с «политико-националистическим бандитизмом»;

принимать меры по недопущению совершения диверсий и террористических актов на железнодорожном транспорте.

В целях ликвидации остатков фашистско-националистического подполья и его вооруженных бандгрупп МВД СССР разработало указания от 8 мая 1954 г. «По ликвидации остатков националистического подполья»[6]. В рамках завершающего этапа борьбы с фашистско-националистическим подпольем предлагалось:

при проведении чекистско-войсковых операций принимать всевозможные меры по захвату бандитов живыми;

руководство проведением чекистско-войсковыми операциями возлагать на опытных оперативных работников;

особое внимание при проведении операций уделять агентурным сведениям;

чекистско-войсковые операции проводить в строгом соблюдении советской законности;

содержать в боевой готовности для выполнения задач органов госбезопасности органы МВД и войска внутренней охраны МВД.

Стоит подчеркнуть, что антисоветская деятельность фашистско-националистического подполья имела особенности в своей деятельности, с учетом координации их деятельности немецких спецслужб[3, с. 134]. Так, к особенностям их деятельности можно отнести:

проведение агентурной работы на важных объектах, как военного, так и тылового значения;

работа по подготовке диверсантов из состава участников националистического подполья с целью совершения диверсий в тыловых районах;

терроризирование населения, по средствам проведения налетов, засад на объекты жизнеобеспечения, с целью нарушения качественного функционирования советской власти[6, с. 190].

Проведя анализ результативности деятельности внутренних войск в борьбе с «политико-националистическим бандитизмом» и фашистско-националистическим подпольем, можно сделать вывод, что деятельность войск по борьбе с подпольем началась ещё в 1941 г. Максимальная результативность деятельности по борьбе с подпольем относится к периоду 1946-1948 гг. Очевидно это было связано с тем, что после окончания Великой Отечественной войны фашистско-националистическое подполье начало открытое противостоянии против советской власти. С 1951 г. наметилась тенденция к снижению результатов борьбы до полной ликвидации подполья.

Таким образом, при проведении анализа нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность государственных органов по борьбе с фашистско-националистическим подпольем можно отметить, что их роль значительно усиливалась, в условиях военного времени, когда необходимо было мобилизовать имеющиеся силы и средства страны в борьбе с врагом.

Нормативно-правовая база регламентирующая деятельность государственных органов советской власти по борьбе с фашистско-националистическим подпольем постоянно усовершенствовалась и дополнялась с учетом изменений форм и методов борьбы подполья с советской властью.

В настоящее время историко-правовой опыт борьбы с фашистско-националистическим подпольем советских органов власти, в том числе органов и войск НКВД-МГБ-МВД СССР на освобожденных территориях имеет огромное значения и может использоваться в настоящее время для поддержания, установления общественного порядка и обеспечения общественной безопасности внутри страны.

 

[1] ГАРФ, Ф. Р-7523, Оп. 4, Д. 164, Л. 118-120.

[2] Там же, Ф. Р-9401, Оп. 12, Д. 192, Л. 39-43.

[3] РГВА. Ф. 38650. Оп. 1. Д. 134. Л. 190-193.

[4] Там же, Д. 350. Л. 157-158.

[5] Там же, Ф. 40600. Оп. 1. Д. 238. Л. 5-7.

[6] ЦА ВНГ РФ. Ф. 1. Оп. 9. Д. 8. Л. 35-36.

References

1. The troops of the NKVD - MGB - Ministry of Internal Affairs of the USSR on the eve, during the Great Patriotic War and in the fight against the nationalist underground in the post-war period. Collection of documents and materials: in 2 volumes. - M.: Editorial board of the magazine "On a combat post" of the troops of the National Guard of the Russian Federation, 2023. 428 p.

2. The historical experience of the activities of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the USSR to ensure the internal security of the state in 1945-1991.: military historical work / under the general editorship of N.E. Rogozhkin. M.: Editorial board of the magazine "At the combat post", 2013. 200 p.

3. Mutigullin A.V. The fight against banditry in Ukraine during the Great Patriotic War, as a function of ensuring public security of the Soviet state // Topical issues of administrative legislation: materials of the All-Russian round table (St. Petersburg, April 27. 2023) / Editorial board: I.S. Nazarova (prev.), V.I. Kainov (ed.). St. Petersburg: SPVI of the National Guard troops, 2023. pp. 79-84.

4. Mutigullin, A.V. Organization of the struggle against the fascist-nationalist underground in Western Ukraine / A.V. Mutigullin // Directions and prospects for the development of education in military institutes of the National Guard troops of the Russian Federation : Collection of scientific articles of the International Scientific and Practical Conference, Novosibirsk, November 15, 2023. Novosibirsk: Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute named after General of the Army I. K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation, 2023. - pp. 133-138.

5. State security bodies of the USSR in the Great Patriotic War. - Vol. 3. - Book 2 (July 1 - December 31, 1942). - M., 2003. - 657 p.

6. Politburo and state security agencies: A collection of documents. - M.: Kuchkovo pole, 2017. 398 p

7. Rudenko A.V. Service and combat activities of the NKVD troops in the fight against nationalist formations in the Baltic States in 1944-1946. // Power. History and archaeology. 2014. Issue. 2. pp. 189-192.

8. Collection of laws of the USSR and decrees of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR. 1938-1958. M., 1959. 754 p.

9. Theory and practice of Western Ukrainian nationalism in the documents of the NKVD, the Ministry of Internal Affairs and the MGB of the USSR / Collection of documents. - Compiled by: Vladimirtsev N.I., Krivets V.D., Nekrasov V.F., Soyma V.M., Stepanov A.S., Shtutman S.M. - M.: United Edition of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2010. 512 p.

10. Uporov I.V. State policy of the USSR to combat banditry in the occupied Soviet territories (1943-1953): monograph. M.: Publishing house of Yurlitinform, 2015. 216 p.

11. Shatilov S. P. The law enforcement function of the Soviet state during the Great Patriotic War (theoretical and historical-legal aspects) [Text] : monograph / S. P. Shatilov. Barnaul : AAEP Publishing House, 2006. 148 p.

Login or Create
* Forgot password?