ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. В статье проводится исследование участия педагога и (или) психолога при проведении следственных действий. Посредством изучения указанного вопроса формируются имеющиеся проблемы, которые не позволяют эффективно использовать возможности психолога и (или) педагога на предварительном следствии. В рамках проводимого исследования осуществляется анализ соответствующих научных трудов, законодательства и правоприменительной практики для определения возможностей решения имеющихся проблем. Материалы и методы. В ходе исследования были использованы общенаучные и частнонаучные методы, которые позволили подробно раскрыть имеющиеся проблемы участия психолога и (или) педагога в проведении следственных действий, провести анализ сложившейся ситуации с позиции науки и п рактики, а также определить дальнейшие пути совершенствования и преодоления проблем в указанной сфере. Результаты исследования. В ходе проведённого исследования выявлены проблемы, не позволявшие в должной мере эффективно работать психологу и (или) педагогу при проведении следственных действий и процесса расследования в целом. Установлено, что в настоящее время имеются проблемы определения задач участия психолога или педагога на этапе предварительного расследования; вопросы законодательной регламентации деятельности педагога и психолога; задачи информированности педагога и психолога о процессуальных правах; в опросы о профессиональных и иных требований, предъявляемые к педагогу и психологу; сложные аспекты поиск педагогов и психологов в организациях и решение вопросов с их работодателем; решение иных организационных вопросов участия психолога и педагога. Выводы и заключения. В завершении статьи авторы приходят к выводам о том, что указанные проблемы подлежат только комплексному решению. В качестве такового решения предлагается: качественное закрепление в различных письменных источниках всей совокупности сведений, необходимых для эффективной работы психолога и (или) педагога при расследовании преступлений; изменение подхода со стороны следственных и иных правоохранительных органов к роли психолога и (или) педагога как к лицу, способному повысить эффективность расследования преступления; понимание психологом и педагогом своей роли при проведении конкретного следственного действия или в процессе расследования в целом

Ключевые слова:
Уголовное судопроизводство, тактико-криминалистическое обеспечение, психолог, педагог, несовершеннолетний, следственные действия
Список литературы

1. Марковичева, Е. В., Татьянина, Л. Г. Проблемы участия педагога и психолога в уголовном процессе // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2017. Т. 27. № 2. С. 133–138.

2. Тактико-криминалистическое обеспечение допроса несовершеннолетнего / К. В. Муравьев, А. Б. Соколов, П. В. Козловский, А. П. Алексеева // Научный вестник Омской академии МВД России. 2019. № 4 (75). С. 47–52.

3. Зайцева, Е. А. Спорные аспекты идентификации процессуального статуса педагога и психолога в уголовном судопроизводстве // Судебная экспертиза. 2019. № 1 (57). С. 5–18.

4. Усачев, С. И. Некоторые тактические особенности проведения допроса представителя потерпевшего при расследовании мошенничества в сфере автострахования // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2021. № 1 (17). С. 140 –146.

5. Харченко, Д. А., Третьякова, Е. И. Особенности преодоления противодействия расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними, при производстве вербальных следственных действий // ГлаголЪ правосудия. 2022. № 1 (27). С. 21–28.

6. Жданова, Я. В. Правовой статус педагога (психолога) по уголовным делам с участием несовершеннолетних лиц // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2015. Т. 25. №. 4. С. 105–107.

7. Машков, С. А. «Большие данные» и криминалистика: возможности и перспективы // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2024. № 2. С. 78–86.

8. Трубкина, О. В. Фрустрация как фактор, детерминирующий характер противодействия раскрытию и расследованию преступлений несовершеннолетними // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2024. № 2 (30). С. 215–226.

9. Милюс, А. И. Тактические особенности обеспечения участия подозреваемого (обвиняемого) при проведении судебных экспертиз // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. –2025. № 1. С. 69-77.

10. Усачев, А. А. Участие психолога в производстве следственных действий // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2014. № 2. С. 179-183.

11. Аширбакиев, Р. М. Участие педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого: проблемы нормативного регулирования // Вопросы российской юстиции. 2023. № 27. С. 392 -400.

12. Миронова, А. В., Мандырка, Ю. С. Обеспечение прав несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства при проведении процессуальных действий // Юристъ-Правоведъ. 2020. № 3(94). С. 86–90.

13. Артёмов, С. В. К вопросу о законодательном регулировании участия педагога в уголовном судопроизводстве // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 1 (23). С. 129–133.

14. Самиулина, Я. В. Отдельные проблемы привлечения педагога и психолога к производству следственных действий, с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого // Вестник Самарского юридического института. 2018. № 5 (31). С. 63–67.

15. Фойгель, Е. И. О криминалистической классификации участников уголовного судопроизводства // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2022. № 2 (36). С. 51–59.

16. Степаненко, Д. А. Моделирование в процессе проверки алиби подозреваемого, обвиняемого // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2021. № 4 (34). С. 87–94.

Войти или Создать
* Забыли пароль?