с 01.01.2020 по 01.01.2024
Россия
В статье рассмотрены вопросы механизма следообразования незаконного оборота огнестрельного оружия с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, который приобретает новые формы, используя потенциал информационно-телекоммуникационных сетей, в особенности сети Интернет. Определение механизма следообразования в этой сфере критически важно для успешного пресечения преступной деятельности и раскрытия преступлений. Кроме этого рассмотрены вопросы образования и фиксации следообразования незаконного оборота огнестрельного оружия в сети «Интернет», приведен комплексный подход, включающий: мониторинг специализированных форумов, социальных сетей, чат-комнат, где возможно обсуждение незаконного оборота огнестрельного оружия. Также рассмотрены меры для эффективной борьбы с преступниками, действующих в сети.
незаконный оборот огнестрельного оружия, интернет-ресурсы, преступность, механизм следообразования, цифровые следы, интернет.
Введение
В эпоху развития компьютерных технологий, основанной на более активном применении компьютеров, информационных систем, цифровых устройств и технологий, актуальной становится задача совершенствования правовых норм, касающихся борьбы с разнообразными формами киберпреступности [1, с. 883, 2, 135].
Прогресс в области информационно-телекоммуникационных технологий существенно влияет на развитие современного общества. Цифровизация охватила множество аспектов человеческой жизни, включая бизнес, развлечения, производство и т.д. Однако, необходимо отметить с сожалением, что криминалистика и правоохранительные органы не успевают за этими изменениями. В области криминалистики пока недостаточно разработано методов и средств, способствующих сбору доказательственной информации по преступлениям, связанным с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, таких как, например, незаконный оборот огнестрельного оружия с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Характерной чертой таких преступлений являются следы, которые необходимо искать не на привычных физических объектах, а в средствах обмена информацией и в киберпространстве [3, с. 154].
Для повышения эффективности работы правоохранительных органов, занимающихся расследованием преступлений в сфере незаконного оборота огнестрельного оружия в сети Интернет, важно понимать, где могут быть найдены следы, в каком виде они могут проявляться и как их правильно зафиксировать, чтобы использовать в качестве доказательств в будущем.
Основная часть
Незаконный оборот огнестрельного оружия с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» является одной из наиболее актуальных проблем современного общества, затрагивающей как безопасность граждан, так и стабильность правопорядка. В последние годы в связи с развитием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе сети Интернет, значительно упростился и ускорился механизм совершения преступлений, связанных с распространением и продажей нелегального огнестрельного оружия.
Интернет предоставляет широкий спектр возможностей для реализации незаконных операций с огнестрельным оружием. Анонимные площадки, форумы, социальные сети и мессенджеры используются злоумышленниками для оправдания своих действий и привлечения покупателей.
Несмотря на анонимность операций в сети, существуют определенные механизмы следообразования, которые могут быть использованы для выявления и задержания преступников.
Механизм следообразования – это важный аспект криминалистической характеристики преступлений, который позволяет установить связь между преступлением, его объектами, субъектами и местом происшествия. Он включает в себя последовательность действий, которые привели к образованию следов, а также условия, при которых эти следы могли возникнуть.
Важным элементом следообразования являются цифровые улики, включающие IP-адреса, истории браузеров и транзакции, связанные с покупками. Данные параметры могут создать определённый цифровой след, который, если его тщательно проанализировать, позволит вывести на правонарушителей. Однако, из-за быстрого роста технологий шифрования и анонимизации, задача по выявлению и пресечению незаконного оборота огнестрельного оружия становится все более сложной.
Первоначально, доступ к огнестрельному оружию часто осуществляется через анонимные платформы, где пользователи могут обмениваться информацией и предложениями без какой-либо явной идентификации. Такие сетевые ресурсы обеспечивают относительную анонимность, что значительно усложняет работу правоохранительных органов.
Механизм следообразования является достаточно специфичным элементом криминалистической характеристики незаконного оборота огнестрельного оружия с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». [4, с. 54].
Д. А. Степаненко отмечает, что субъект расследования в информационной среде довольно часто испытывает необходимость в работе с ранее неизвестными или, как их обозначают, цифровыми следами преступления. Такие следы обуславливают потребность в новом подходе как к их фиксации, так и их использования в рамках процесса доказывания. Отличие таких следов от традиционных состоит в том, что их восприятие следователем опосредовано и затруднено использованием компьютерной техники и специальных знаний. Соответственно, для эффективного расследования преступлений следователь должен выстроить «дорожку электронных следов» [5, с. 83].
Е. Р. Россинская отмечает, что «..современная компьютерная система, независимо от своих конструктивных особенностей (будь то сервер, ноутбук, смартфон или планшет), по сути, представляет собой единый информационный комплекс. Управление им и взаимодействие его составных частей осуществляются посредством программного обеспечения, которое, в свою очередь, является средством, продуцирующим цифровые следы и в то же время само представляет собой цифровой след» [6, с.746].
Цифровые следы как объекты исследований фигурируют в различных родах (видах) судебных экспертиз. Однако для фиксации и исследования подобных цифровых следов специалисты должны обладать широкими познаниями в области компьютерных технологий.
Е. Р. Россинская выделяет несколько способов обнаружения цифровых следов в социальных сетях и (или) мессенджерах, которые также будут относится к рассматриваемому нами виду преступления:
– поиск информации с использованием технических средств (ПК, ноутбука, электронного планшета и др.) для посещения страницы пользователя социальной сети (интересующий следствие ID), где потенциально содержатся следы преступления c последующей фиксацией и изъятием криминалистически значимой информации;
– с электронного устройства подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего при помощи авторизации через их аккаунт в социальной сети (мессенджере) с их добровольного согласия или только с разрешения суда (ст. 185 УПК РФ);
– с электронно-вычислительных мощностей, содержащих информацию о пользователях социальной сети и (или) мессенджеров (серверы компаний, предоставляющих услуги пользования конкретной социальной сетью, мессенджером) [7, с. 108].
Следует учитывать, что доказывание связи цифровых следов с конкретным лицом всегда зависит от типа устройства и в некоторых случаях может быть усложнено. Так, например, подозреваемый может заявить, что доступ к его персональному компьютеру имела группа людей; стороной защиты может быть выдвинута версия о том, что учетная запись обвиняемого в социальной сети была взломана третьими лицами и т. д. [8, с. 48].
Механизм следообразования незаконного оборота огнестрельного оружия через информационно-телекоммуникационные сети включает в себя несколько ключевых этапов. Первым этапом является поиск и нахождение потенциальных продавцов оружия на тематических форумах, торговых площадках или в социальных сетях. Злоумышленники могут использовать анонимные или псевдонимные аккаунты для скрытия своей личности. Далее следует этап общения и согласования условий сделки между покупателем и продавцом. Общение может происходить через зашифрованные мессенджеры или специализированные платформы для обмена сообщениями. Злоумышленники могут использовать кодовые фразы и термины для обхода систем фильтрации и обнаружения. После согласования условий сделки происходит этап оплаты и доставки оружия. Для осуществления оплаты могут использоваться криптовалюты или другие анонимные способы перевода денежных средств. [9, с. 130] Доставка огнестрельного оружия может осуществляться через посредников или специализированные курьерские службы. Наконец, последний этап – это получение и использование незаконно приобретенного огнестрельного оружия. Злоумышленники могут использовать его для совершения преступлений, террористических актов или других незаконных действий. При этом следы незаконного оборота огнестрельного оружия через интернет могут быть затруднительны для выявления из-за использования анонимных аккаунтов, зашифрованных сообщений и анонимных способов оплаты.
Обнаружение и фиксация цифровых следов оставленных при совершении незаконного оборота огнестрельного оружия с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» является трудоемким процессом. Необходимо обладать определенными знаниями и умениями, для осуществления поиска указанных следов, оставленных преступным элементом в электронной среде, используемой при осуществлении преступных деяний [10, с. 78].
В качестве примера можем рассмотреть «Даркнет», где следы незаконной торговли огнестрельного оружия можно обнаружить в виде:
сообщений - участники сделок обмениваются информацией о типах оружия, ценах, способах оплаты и доставки, используя криптографические мессенджеры;
специализированных форумов, скрытые в «Даркнете» - место, где преступники обмениваются опытом, пропагандируют незаконную торговлю огнестрельного оружия, а также ищут покупателей и продавцов;
онлайн-платформы - специальные платформы для продажи огнестрельного оружия, где можно найти фотографии, характеристики и стоимость товара;
криптовалюты - отследить транзакции с помощью блокчейна может быть сложнее, но возможно.
Для выявления следов незаконной торговли огнестрельного оружия в «Даркнете» применяют специальные программы, которые сканируют устройства подозреваемых на наличие следов контакта с «Даркнетом», например, загрузок специального программного обеспечения для доступа к этой сети. С помощью мощных алгоритмов анализируются данные, полученные из различных источников (например, отслеживаются транзакции с криптовалютами, изучаются записи с камер видеонаблюдения, анализируются данные из социальных сетей и т.д.), чтобы выявить схему поведения, свидетельствующую о незаконной деятельности.
Следообразование играет важную роль в установлении профиля преступника. Анализ оставленных следов может указать на его личные особенности, привычки и возможности. Например, наличие специфических орудий или следов присутствия может свидетельствовать на уровень подготовки преступника или его профессиональные навыки. Это, в свою очередь, помогает следственным органам сужать круг подозреваемых и разрабатывать более целенаправленные стратегии расследования.
Таким образом, специфика типичных следов незаконного оборота огнестрельного оружия с использованием информационно- телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет заключается в их форме, условиях возникновения и содержании, требует, помимо совершенствования существующих категорий, развития новых, отражающих информационную сущность современной преступности.
С целью обнаружения цифровых следов проводятся общие мероприятия такие как, просмотр истории используемых сайтов, кэш-памяти браузера, cookies-файлов и т. п.
Выводы и заключение
В связи с изучением механизма формирования следов при незаконном обороте огнестрельного оружия с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», следует обратить внимание на информационные аспекты совершения преступлений данной категории. Например, цифровые следы могут проявляться в переписке, данных о соединениях абонентов мобильной связи, а также в следах размещения рекламы на информационных платформах и серверах, трафике пользователей сети, журналах посещений специализированных веб-ресурсов, регистрационных данных, свидетельствах использования платежных систем и финансовых транзакциях и т.д. Для эффективной борьбы с этим явлением необходимо принятие срочных и комплексных мер со стороны государственных органов и международных организаций, включая как законодательные изменения, так и развитие технологий, позволяющих отследить и предотвратить противоправные действия в виртуальном пространстве.
1. Грибунов О.П., Лантух Э. В., Ишигеев, В. С. Использование специальных знаний при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14, № 6. С. 882-890.
2. Грибунов О. П., Старичков М. В. Расследование преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий ; Департамент государственной службы и кадров МВД России, Восточно-Сибирский институт МВД России. Москва : Департамент государственной службы и кадров МВД России, 2017. 60 с.
3. Решняк, О. А., Резван, А. П. Фиксация следов незаконного сбыта наркотических средств в сети Интернет // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2020. № 4(55). С. 153-158.
4. Столбова, Н.А. Методика расследования незаконного оборота огнестрельного оружия с использование информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»: дис канд. юрид. наук : 5.1.4. Иркутск, 2024. 243 с.
5. Степаненко, Д. А. Киберпространство как модулятор процесса расследования преступлений и развития криминалистической науки // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2020. № 1 (27). С. 77-88.
6. Россинская, Е. Р., Семикаленова, А. И. Основы учения о криминалистическом исследовании компьютерных средств и систем как часть теории информационно-компьютерного обеспечения криминалистической деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2020. № 3. С. 745–759.
7. Россинская, Е. Р., Сааков, Т. А. Проблемы собирания цифровых следов преступлений из социальных сетей и мессенджеров // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2020. № 3 (15). С. 106-123.
8. Бахтеев, Д. В. Криминалистическая классификация цифровой доказательственной информации // Криминалистика в условиях развития информационного общества: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. М., 2018. С. 44-49.
9. Пермяков, А. Л. Криптовалюта в механизме преступления: предмет, средство или способ? // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2018. № 2 (85). С. 129-135.
10. Васюков, В. Ф. Особенности раскрытия и расследования грабежей и разбоев, совершаемых на открытой местности : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09. Орел, 2009. 165 с.