с 01.01.2023 по настоящее время
Орел, Орловская область, Россия
УДК 343.9.01 Общие теории преступления и преступности
ГРНТИ 10.91 Государство и право отдельных стран
ОКСО 40.05.02 Правоохранительная деятельность
ББК 6752 Криминалистика
ТБК 7584 Криминалистика. Расследование преступлений
В рамках настоящей статьи рассмотрены некоторые особенности международного законодательства в сфере порядка обращения криптовалюты. На сегодняшний день, от проработанности законодательства, регулирующего порядок обращения криптовалюты зависит уровень выявления и раскрытия преступности в данной сфере. Были рассмотрены страны, легализовавшие оборот криптовалюты, вовсе запретившие оборот криптовалюты, а также страны, которые пока находятся в статусе «наблюдателей». Проанализирован зарубежный опыт, который может способствовать внедрению новых положений, положительно сказывающихся на выявлении и раскрытии преступлений данной категории в России. Автор подчеркивает важность законодательного регулирования криптовалюты, а также налаженное содействие сотрудникам оперативных подразделений в раскрытии преступлений, совершаемых с использованием криптовалют. Статья начинается с выдержки из отчета, показывающей рост преступности в сфере криптобизнеса, а затем анализируется законодательство различных стран в сфере порядка обращения криптовалюты. Далее автор анализирует законодательное регулирование криптовалюты в России, а также способы его изменения и улучшения криминальной ситуации в этой сфере. Особое внимание уделено проблемам, возникающим при предупреждении и раскрытии, с которыми сталкиваются оперативные подразделения органов внутренних дел. В статье исследуется роль опыта зарубежных стран в законодательном регулировании порядка обращения криптовалюты в контексте деятельности сотрудников уголовного розыска. Автор подчеркивает проблемы выявления и раскрытия преступлений, совершаемых с использованием криптовалют, в том числе отсутствие правового регулирования и проблемы с аутентификацией и использованием электронных доказательств. Также, подчеркивается важность международного сотрудничества в этой сфере. В выводах подчеркивается важность четкого законодательного регулирования порядка обращен криптовалюты, а также повышения потенциала правоохранительных органов и развития международного сотрудничества для эффективного пресечения преступной деятельности, связанной с криптовалютой.
криптопреступность, преступления с использованием криптовалют, зарубежный опыт, противодействие преступности
Информационно-коммуникационные технологии стали частью современного общества и не обошли вниманием финансовый сектор, в которой рядовым явлением становятся операции с виртуальными цифровыми активами. При этом наряду с неоспоримыми достижениями информатизации общества, трансграничными возможностями цифрового пространства, его анонимностью, доступностью, экономичностью, и другими факторами, развитие получила и нелегальная сфера, где подобного рода достижения используются как способ совершения преступления, сокрытия следов своей деятельности и ухода от ответственности. В частности, можно с уверенностью заявить о росте случаев использования виртуальной валюты при совершении преступлений.
Аналитическая компания Chainalysis, занимающаяся блокчейном, опубликовала выдержку из отчета, в котором по их данным, организации, частные лица и другие жертвы кибератак выплатили хакерам более $1,1 миллиарда за разблокировку своих данных в 2023 году. Это рекордный показатель, который был достигнут из-за различных факторов, включая наращивание числа операций злоумышленников и их ориентацию на критически важные инфраструктуры, такие как больницы, школы и правительственные учреждения. Для сравнения, в 2022 году этот показатель составил всего $567 миллионов — в два раза ниже. Несмотря на усилия правоохранительных органов, которые привели к закрытию популярных платформ для отмывания и вывода денег, группы всё равно нашли для себя лазейки для успешного перемещения денежного потока[i]
При исследовании международного опыта противодействия преступной деятельности с использованием криптовалюты, все страны можно разделить на три группы:
- Страны, легализовавшие оборот криптовалют;
- Страны, запретившие оборот криптовалют;
- Страны, которые ещё не приняли никаких мер к правовому регулированию криптовалют и находящиеся в статусе «наблюдателей». [1 С.34]
Японская экономика уже давно занимает лидирующие позиции в списках самых развитых и высокотехнологичных стран мира. Помимо этого, она является страной, на территории которой, собственно и зародился биткоин. Нормативно-правовая база Японии, регулирующая криптоактивы в настоящее время, состоит из Закона о банках и Закона о платежных услугах. Широкий охват регулирования является это один из уникальных аспектов криптоактивов Японии, которым в том числе предусматривается участие традиционных финансовых институтов в криптосфере. Кроме того, правовое регулирование криптовалюты в Японии заключается в признании их официальным платежным средством, при этом официальной валютой осталась только иена.
В данной юрисдикции владение криптовалютой, ее использование и обмен разрешены законодательством. Рассматривая криптовалюты как средство платежей, законодатель Японии привязывает их стоимость к стоимости собственности, хранящейся в электронном виде на электронных устройствах, что свидетельствует о том, что криптовалюта имеет имущественные признаки и характеристики, и, соответственно, преступления с использованием криптовалюты относятся к преступлениям против собственности.
Особенность регулирования криптовалюты в США связаны с особенностями федерализма этого государства. Единого мнения относительно какого бы то ни было регулирования криптовалют в США по-прежнему нет. Существующее правовое регулирование криптовалютной отрасли в США основывается на законах «О ценных бумагах 1933 года» (Securities Act) и «О бирже ценных бумаг 1934 года» (Exchange Act). Все ценные бумаги, предлагаемые и продаваемые в США, должны быть зарегистрированы в Комиссии по ценным бумагам или должны претендовать на освобождение от регистрационных требований. Кроме того, любое юридическое или физическое лицо, участвующее в деятельности биржи, должно зарегистрироваться в соответствующем качестве на фондовой бирже. Регистрация влечет за собой раскрытие подробной информации о финансовом состоянии эмитента, личности и опыте руководства, а также цены и количества ценных бумаг, которые будут предложены. Соответственно, если регистрационное заявление не отвечает требованиям безопасности, то участие в акции или распродаже ценных бумаг в межгосударственной торговле для этого лица является незаконным. Кроме того, в США есть налогообложение криптоактивов, надзор за которым осуществляет налоговая служба США, которая и без законодательного определения статуса криптовалют ввела полноценное налоговое регулирование криптовалюты и других виртуальных активов, обеспечив поступление налогов от доходов, получаемых от их оборота.
Криптовалюты для законодательства Канады — это финансовые инновации. Согласно исследованиям, криптовалютами в Канаде владеют более 1,2 миллиона человек или 3,2% населения (27 место в общем рейтинге стран), при этом, несмотря на сравнительно небольшой процент пользователей, криптовалютные торговые площадки демонстрируют очень высокие объемы торгов[ii]. Вместе с тем, к самим криптовалютам нормативно-правовое регулирование долгое время не применялось. В отличие от США большого количества законопроектов о регулировании криптовалютной сферы в Сенат Канады не вносилось. Это первая страна, которая одобрила и приняла законодательство по борьбе с отмыванием денег, для поставщиков криптоуслуг. Криптовалюта не является законным платежным средством в Канаде. Однако вы можете использовать крипто-токены для совершения покупок или обмена их на товары и услуги в магазинах, которые принимают их в Канаде. Это содержалось в директивах, изданных канадскими администраторами ценных бумаг. В 2014 году Канада включила криптовалюту в Закон о доходах от преступной деятельности (отмывание денег) и Закон о финансировании терроризма.
Включение криптовалюты в этот закон сделало его первым национальным законом, непосредственно применяемым к цифровым валютам. Закон о финансовых преступлениях и терроризме не распространяется на канадскую криптодеятельность, но включает в себя все криптобиржи, которые предоставляют свои услуги канадцам. Таким образом, канадское законодательство, лояльно относящееся к виртуальным валютам, наделяет их свойствами товара, позволяет использовать их не только в экономической и финансовой деятельности, но оплачивать товары и услуги, а также создает для этого оптимальные условия с учетом налогового законодательства.
Канадское агентство по доходам (CRA) провело исследование для того, чтобы понять, как криптовалюты меняют способ ведения бизнеса канадцами и как они понимают свои налоговые обязательства[iii]. Благодаря информации, полученной в ходе исследования, были обозначены подходы к аудиту и возможности оценки риска за счет большего понимания воспринимаемой стоимости Bitcoin ATMs, были активизированы усилия в области образования вокруг соблюдения налоговых требований биткоинов путем более глубокого понимания того, кто является владельцами бизнеса и что мотивирует их бизнес-поведение на финансовом, социальном, культурном и географическом уровнях.
Количество и распределение Bitcoin ATMs в Канаде небольшое, но число растет. Например, с середины декабря 2017 года по февраль 2018 года количество локаций выросло более чем на 20%.[iv] Владельцы биткоин-банкоматов не имеют доступа к информации о транзакциях, происходящих в банкомате, а соответственно, не могут контролировать процессы, происходящие в нем, и влиять на них. Исследование показало, что в среднем от двух до пяти человек в день используют биткоин-банкомат. Вместе с тем были выявлены лица, потенциально использующие криптовалюту в целях покупки/продажи наркотических средств и других запрещенных товаров и услуг. Также наличие большого числа биткоин-банкоматов делает мошенничество с криптовалютами более распространенным явлением. Однако самым популярным направлением использования биткоин-банкоматов являлось инвестирование. При этом были упомянуты две подкатегории использования, направленные на избежание уплаты налога на легальный доход: а) биткоининвесторы, которые не платят налог на прирост капитала; б) люди, конвертирующие легальный денежный доход (например, услуги такси) в биткоин, чтобы избежать уплаты подоходного налога.
Основными жертвами мошенников с использованием биткоин-банкоматов в Канаде стали две категории людей: а) пожилые люди и главным образом пожилые женщины; б) новички в криптовалютном обороте, большинство из которых женщины. Также исследование было посвящено причинам использования биткоин-банкоматов, а не онлайн-обменников или криптовалютных бирж, согласно которому биткоин-банкомат оказался проще и удобнее в использовании, показался более надежным и прозрачным, и лимит транзакций может быть выше, чем на онлайн-биржах.
Республика Эль-Сальвадор стала первой страной в мире, которая приняла криптовалюту биткойн в качестве законного платежного средства. Президент данной центрально американской страны Найиб Букеле неоднократно выступал за эту меру по ряду причин, среди которых сокращение расходов на денежные переводы для миллионов сальвадорцев, работающих за границей, возможность защитить развивающиеся страны от возможного воздействия инфляции, привлечения иностранных инвестиций, стимулирования внутреннего потребления, в краткосрочной перспективе создание рабочих мест.
Для оплаты посредством биткойн используется система, которой у каждого пользователя имеется специальный ключ, что позволяет списать со счета покупателя необходимое количество биткойнов, и зачислить списанное количество биткойнов на счет продавцу, что, таким образом, может считаться денежным переводом. Несмотря на то, что грандиозный по масштабам биткоин-эксперимент в Сальвадоре сегодня выглядит неудачным, сама возможность использования криптовалюты в качестве официального средства платежа — неплохая идея. По мнению автора, для более эффективного воплощения этой идеи нужна валюта с более стабильным курсом (стейблкоин) и низкими комиссиями, а также тщательная образовательная кампания, построенная на принципах уважительного отношения к интересам и запросам граждан. Поскольку, процент людей в Сальвадоре, ранее использующих криптовалюту ничтожно мал, власти должны четко и понятно объяснить людям, что такое криптовалюта, в чем ее преимущества и как ее безопасно использовать. И, конечно же, очень важно делать все это открыто и прозрачно.
В России, криптовалюта - это актив, в выпуске которого не участвует Центральный банк или другой регулятор денежного обращения страны. У него нет материального выражения, он создается с помощью криптографических алгоритмов и функционирует в цифровом виде. Криптовалюту могут создать компании, организации и даже частные лица. Основной закон, регулирующий криптовалюту в России - Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с ним криптовалюта – это имущество. Он разрешает добывать, хранить, дарить, покупать и продавать криптовалюту за рубли и обмениваться ею, а также не ограничивает суммы вложений в цифровые активы.
Согласно информационному письму Центробанка от 16.03.2022 г. № 019-12/1796, он относит криптовалюту к инструменту, через который можно финансировать терроризм и отмывать доходы и определяет, что любые сделки с криптовалютой в банках рассматриваются как подозрительные. Для сравнения, в странах Евросоюза 10.01.2020 г. вступила в силу Пятая Директива Европейского союза о предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег и финансирования терроризма, принятая исключительно ради ужесточения борьбы с отмыванием денег, полученных с использованием криптовалют и криптоактивов.
Международно-правовой и зарубежный опыт в регулировании криптовалютных отношений и криптовалютной деятельности, ранее рассмотренный автором, наглядно демонстрирует возможности правовой регламентации криптовалют. Вместе с тем анализ проблемы использования криптовалют показывает, что правовой запрет чего-либо возможен, когда определены границы законного и незаконного использования. Таким образом, правовой статус криптовалюты и ее оборот должны иметь законодательное обоснование. Рассмотренные позиции в отношении статуса криптовалюты, как объекта собственности, как ценной бумаги, как платежного средства и виртуального товара уже обсуждались в российской правовой науке. Э.Л. Сидоренко предлагает считать криптовалюты «отдельной правовой категорией наряду с электронными денежными средствами и бездокументарными ценными бумагами» [2 C.53-59]. По мнению А.В. Концевого, криптовалюта это «цифровой образ стоимости денег, который функционирует как объект обмена, единица расчетов и форма хранения денег или валютных ценностей» [3 C.40-44]. Е.Н. Абрамова рассматривает криптовалюту как «конкретное благо, которым может обладать субъект и его необходимо отличать от доказательств его существования, то есть от информации о таком благе» [4 C.19-27]. В свою очередь А.В. Турбанов отмечает, что отсутствие юридического признания препятствует использованию криптовалют в качестве средства платежа и себестоимость производства многих криптовалют является запредельной из-за большого объема электроэнергии, необходимой для питания компьютеров, которые решают криптографические задачи. [5 C. 58-76]
В последнее время, в правовой доктрине распространены рассуждения о том, что «в качестве денег может использоваться все, что признается людьми за деньги, то есть всеобщий эквивалент, и выполняет их функции» [6 C.135]. По мнению некоторых авторов, криптовалюта уже выполняют в современном обществе функцию средства платежа, поэтому ее следует считать деньгами, а обязательства, предметом которых являются криптовалюта, следует считать денежными обязательствами, делая, таким образом, вывод о том, что криптовалюта являются частными деньгами. Однако судьба частных денег в России предопределена их полным запретом, ввиду необходимости сохранения монополии на эмиссию денег Центробанком. К тому же, несмотря на то, что криптовалюта принимает форму денег, она существует только в виде цифрового кода и не имеет физического аналога, то есть фактическая ее реализация (продажа) возможна только как реализация актива.
Сторонники признания криптовалюты частными (договорными) деньгами при этом не рассуждают о невозможности допуска в экономическую и финансовую систему государства наднационального и надправительственного неконтролируемого платежного средства. Новые способы инвестирования в параллельную платежную систему, конкурирующую с официальной, являются серьезным и непредсказуемым риском экономической безопасности и негативно влияют на государственные интересы, не говоря уже о рисках потери денежных средств (активов) самими гражданами, защитить которые государство не сможет ввиду отстраненности от этих процессов.
Таким образом, доводы Центрального банка России о существенном ограничении возможности использования криптовалюты как платежного средства являются убедительными. При этом представленный подход не должен создавать препятствий для оборота криптовалюты как средства накопления, хранения или обмена, то есть, как ранее указывалось автором, оборот криптовалюты должен быть определен в рамках концепции отнесения криптовалюты к иному имуществу, указанному в ст. 128 ГК РФ. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее, закон о ЦФА) не содержит определения криптовалюты, а только подразумевает под таковой цифровые валюты (как более широкое значение), что приводит к фрагментации понятий в теории права и на практике. Собственно, как и самому обороту криптовалюты, в законе о ЦФА обозначена только одна норма (ст. 14), определяющая лишь организацию ее выпуска, обращения и запрет на распространение информации о предложении и (или) приеме в качестве средства платежа.
Между тем из имеющегося законодательного определения цифровой валюты можно сделать вывод, что к таковой будет относиться любая информация в информационной системе. Какой-либо привязки к криптографии или криптовалютной технологии закон о ЦФА не содержит. Законом о ЦФА полно регламентирован только выпуск и оборот токенов. На сегодняшний день этот закон неэффективен в отношении криптосферы. В новом законопроекте, разработанном Центробанком России, вновь озвучена позиция о запрете криптовалюты к обороту. При этом, отмечая, что у криптовалют есть большие перспективы, в том числе в области налогообложения, министр финансов допустил, что криптовалюту можно будет обменять на рубли, как любую другую валюту. Споры о внутренней ценности криптовалюты не продвигают ни одно из мнений либо в пользу ее запрета, либо в пользу ее легализации, однако масштабная реклама криптовалюты в СМИ, в том числе и в виде публичных обсуждений на высшем правительственном уровне, обеспечивают приток пользователей криптовалюты от любопытствующих новичков до профессиональных спекулянтов.
В вопросе регулирования криптоактивов государства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) заняли более перспективную позицию, глава правительства Российской Федерации предложил странам союза — Беларуси, Казахстану, Армении, Киргизии — сблизить подходы и создать международные конвенции в отношении криптовалют и не замыкаться в рамках лишь национальной модели. Он также предложил применить технологию блокчейн для создания так называемого «единого пространства электронного доверия», которое должно упростить обмен данными между государствами. Стоит отметить при этом, что обсуждение вопроса о правовом регулировании криптовалютной деятельности и в целом оборота криптовалюты никак не влияет на функционирование криптосферы в России.
Криптовалюта — это новая реальность, с которой уже взаимодействуют миллионы людей в нашей стране. При этом такое взаимодействие весьма часто переходит из гражданско-правовой действительности в уголовно-правовое, а отсутствие правового определения парализует развитие правовой защиты прав и охраняемых законом интересов. Таким образом, законодателю неизбежно придется разрешить вопрос о статусе криптовалюты, поскольку отсутствие такого регулирования делает невозможным ее контроль и ограничение.
В настоящее время, противодействие преступлений, совершаемых с использованием криптовалют в Российской Федерации достаточно проблематично, в связи с отсутствием законодательного регулирования криптовалют, что создает проблемы для безопасности страны и деятельности сотрудников правоохранительных органов. Отсутствие конкретного правового статуса криптовалют приводит к трудностям в раскрытии и расследовании преступлений различного характера, что привлекает все больше преступников к совершению преступлений с использованием криптовалют. Основными свойствами криптовалют, усложняющими раскрытие преступности с их использованием, являются быстрые и необратимые транзакции, анонимность, а также труднодоступность криптокошельков для сотрудников. При раскрытии преступных операций с криптовалютой, оперативные подразделения сталкиваются с рядом специфических проблем, которые требуют тщательного анализа. Одной из основных проблем является отсутствие опыта у подразделения по вопросам криптовалют и их возможностей, а также отсутствие опыта в области эффективных методов раскрытия в этой сфере.
[i] Отчет компании Chainalysis [Электронный ресурс].-URL https://go.chainalysis.com/2023-crypto-crime-report.html
[ii] Cryptocurrency information about Canada [Электронный ресурс]. — URL: https://triple-a.io/crypto-ownership-canada/ (дата обращения: 02.02.2024).
[iii] Bitcoin Automated Teller Machines (ATMs) in Canadian Businesses [Электронный ресурс]. — URL: https://www.canada.ca/en/revenue-agency/services/about-canada-revenueagency-cra/public-opinion-research-executive-summaries/bitcoin-atm-in-canadianbusinesses.html (дата обращения: 24.02.2024).
[iv] США и Канада лидируют по количеству криптовалютных терминалов
[Электронный ресурс]. — URL: https://www.ixbt.com/live/crypto/ssha-i-kanady-lidiruyut-pokolichestvo-kriptovalyutnyh-terminalov.html (дата обращения: 01.03.2024).
Представленный материал ранее нигде не публиковался и в настоящее время не находится на рассмотрении на предмет публикации в других изданиях. У авторов нет конфликта интересов, связанных с этой публикацией (если авторов два и более). Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения. Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети «Интернет» не возражаю.
1. Пушкарев, Г. Д. Международный опыт противодействия преступной деятельности с использованием криптовалюты
2. Сидоренко Э.Л. К вопросу о статусе криптовалюты в российском и зарубежном праве // Государственная служба. — 2018. — № 1. — С. 53–59.
3. Концевой А.В. Правоприменительные подходы к юридической квалификации криптовалюты (судебная практика США) // Арбитражный и гражданский процесс. — 2021. — № 4. — С. 40–44.
4. Абрамова Е.Н. К вопросу о понятии криптовалюты: проблемы терминологии и формирования дефиниции // Банковское право. — 2021. — № 2. — С. 19–27.
5. Турбанов А.В. Понятие денег в эпоху цифровизации // Актуальные проблемы российского права. — 2021. — № 6. — С. 58–76.
6. Основы экономической теории: учебное пособие / под ред. Камаева. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1997. — С. 135.