ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ИНТЕРЕСЫ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Сфера профессионального спорта как в России, так и за рубежом традиционно относится к одной из самых закрытых. Причем это можно сказать и о ее правовом регулировании, и особенно о внутренних (корпоративных) правилах, на основе которых решается большинство вопросов, относящихся к данной группе общественных отношений. Вместе с тем само исследуемое направление деятельности человека носит максимально публичный характер, привлекая к себе серьезное внимание значительного числа людей всего земного шара. Имея воспитательный и отчасти политический характер, профессиональный спорт способен оказывать соответствующее влияние как на отдельно взятую личность, так и на массы в целом. Преступления, посягающие на интересы в сфере профессионального спорта, как и любые другие преступные деяния, обладают признаком общественной опасности. В результате проведенного исследования определены факторы, определяющие общественную опасность преступлений в сфере профессионального спорта.

Ключевые слова:
профессиональный спорт, общественная опасность, манипулирование, допинг, общество
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

Важнейшей сферой жизни современного общества является профессиональный спорт. Общественная опасность преступлений в данной сфере обусловлена ее социальной, экономической, исторической, воспитательной, политической и даже идеологической значимостью для общества, которая обосновывает потребность в усилении уголовно-правовой охраны общественных интересов в отмеченной сфере. Особенностью каждого общественно опасного деяния в сфере профессионального спорта является то, что оно не ограничивается нанесением вреда или созданием угрозы такого вреда интересам отдельной личности, а посягает одновременно на интересы общества и государства в целом. Внутри сферы профессионального спорта уже давно образуются многогранные межличностные и групповые социальные связи, которые формируют сложный комплекс различных видов общественных отношений, включающий фармакологию, медицину, психологию, спортивную подготовку (учебно-тренировочный процесс), тренерскую работу, строительство спортивных сооружений, изготовление и обеспечение спортивным оборудованием и инвентарем, спортивной одеждой, экипировкой и питанием, медико-биологическим и медицинским оборудованием, вопросы проезда и логистики, международного сотрудничества, организации спортивных мероприятий и формирования спортивных сборных команд, рассмотрения спортивных споров, научно-методического обеспечения и другое.

Основная часть

О профессиональном спорте как о совокупности общественных отношений пишут М. В. Бавсун, В. В. Векленко и В. В. Сараев, указывая на сопутствующие спортивным мероприятиям виды деятельности, имеющие экономическую составляющую, подразумевающую движение значительных денежных сумм [1, c. 16]. Как открытую систему, взаимодействующую с внешней средой, состоящую из взаимосвязанных подсистем, отличающихся достаточной сложностью, профессиональный коммерческий спорт рассматривает А. В. Починкин. Ядром этой системы в своем исследовании он определяет «зрителей, которых притягивает на трибуны и к экранам телевизоров в первую очередь само действие и результаты, а также атмосфера спортивных баталий» [2, c. 13]. Важнейшим системообразующим фактором этого системного явления автор называет
зрелищность спортивных соревнований, т. е. «эмоциональное воздействие на зрителей, вызывающее
сопереживание с участниками наблюдаемого спортивного соревнования. Зрелищность спортивных состязаний проистекает из специфических свойств, которыми обладает спорт вообще, однако именно в профессиональном коммерческом спорте это его свойство получает наибольшее значение» [2, с. 13–14].

Именно зрелищность профессионального спорта возбуждает столь высокий интерес зрителей, благодаря чему любое противоправное деяние в данной сфере имеет высокую резонансность, многократно повышающую его общественную опасность. Кроме того, высокий уровень общественной опасности преступлений в данной сфере создается ввиду характеризующих их особенностей, связанных с такими аспектами, как значительные риски причинения смерти и травматизма спортсменов, болельщиков и других участников спортивного мероприятия в результате совершения преступных деяний, в том числе при несоблюдении правил строительства спортивных сооружений, правил организации и проведения самих соревнований, обеспечения безопасности; коррупционность; транснациональность; организованность преступных действий или бездействий. Также влияние имеет высочайший уровень экономической и политической заинтересованности всех сторон спортивных мероприятий, высокая коррупциогенность спортивной сферы, ее публичность, с одной стороны, и с другой стороны – обособленность и закрытость.

В зарубежных странах профессиональный спорт от любительского отделяют по тем же критериям. Прежде всего это разновидность экономической и трудовой деятельности, основы регулирования которой сосредоточены в государственных правовых актах. И. В. Понкин и А. И. Понкина, проанализировав опыт зарубежных государств, классифицировали законодательные нормы, позволяющие понять сущность профессионального спорта, на три группы:

1) «прямое закрепление определения понятия "профессиональный спорт";

2) прямое закрепление определения понятия "профессиональный спортсмен" (в определенной степени отражающего содержание и характер профессионального спорта в целом);

3) закрепление норм, косвенным образом позволяющих интерпретировать понятие "профессиональный спорт"» [3].

В определениях профессионального спорта, данных в исследованных ими зарубежных законодательствах, присутствуют такие характеристики, как получение заработной платы, прибыли или вознаграждения, экономических выгод, доходов от организации спортивных мероприятий или участия в них, наличие экономической эффективности.

О. А. Шевченко анализирует понятие профессионального спортсмена в целом ряде зарубежных стран, в конечном итоге формулируя общий вывод о том, что профессиональный спорт ассоциирован с трудовыми отношениями спортсмена со спортивной организацией, которые регулируются трудовым законодательством страны или специальным законодательством о спорте, и основывается на договорах, предполагающих занятие спортом и участие в спортивных соревнованиях за вознаграждение [4, c. 45]. На тех же основаниях происходит регулирование отношений в данной области в Молдове[1], Казахстане, Армении[2], Франции[3], Республике
Беларусь. В Казахстане, так же как и в Молдове, профессиональный спорт соотносится со спортивно-зрелищными мероприятиями (соревнованиями), которые имеют высокую информационно-развлекательную ценность[4]. «Профессиональный спорт в США воспринимается в первую очередь как спортивно-развлекательный бизнес» [5,
c. 321].

Некоторые из стран (Греция, Китай и др.) акцентируют внимание на разграничении любительского и профессионального спорта. В законодательстве Италии «не проведена четкая грань между профессиональным и любительским спортом; данный вопрос отнесен на усмотрение спортивных федераций» [6, c. 114]. Нацеленность профессионального спорта на получение прибыли дает основание многим странам (например, Молдова) рассматривать его как коммерческую (предпринимательскую) деятельность.

Законодательство Республики Беларусь допускает вариативность видов деятельности в профессиональном спорте[5].

В России законодательство до 2007 года профессиональный спорт относило к предпринимательской деятельности. Данная особенность профессионального спорта дает основания предполагать большое количество злоупотреблений и преступлений, затрагивающих интересы не только отдельных лиц, но и общества в целом, а также организаций, и обосновывает включение в Уголовный кодекс Российской Федерации[6] статьи 184. Профессиональный спорт тесно взаимосвязан со спортом высших достижений. Профессионализация Олимпийского движения в конце 1980-х гг. оказала большое влияние на развитие мирового спорта и спорта в отдельных странах.

Пункт 13 статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»[7] определяет спорт высших достижений как «часть спорта, направленную на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях».

В законодательстве зарубежных стран спорт высших достижений также связан со зрелищностью, массовостью, участием профессиональных спортсменов, получением ими вознаграждений, несением серьезных материальных затрат и получением экономических выгод организаторами международных соревнований.

Нормы Трудового кодекса Российской Федерации[8] (ст. 348.6) устанавливают обязанность работодателя «по вызовам (заявкам) общероссийских спортивных федераций направлять спортсменов, тренеров с их письменного согласия в спортивные сборные команды Российской Федерации для участия в тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям и в международных официальных спортивных мероприятиях в составе указанных команд». О том, что преступления в данной сфере имеют высокий уровень общественной опасности, говорит также привлекательность участия в профессиональных спортивных соревнованиях международного масштаба: Олимпийских играх, мировых и европейских чемпионатах, первенствах, кубках, турнирах, на которые все государства мира считают за честь направлять своих представителей. Эти престижные спортивные события в мире являются площадкой не только для установления новых спортивных рекордов и достижений, но и для установления дипломатических отношений между странами, решения политических и экономических вопросов, для развития регионов и в целом стран. Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей[9], подчеркивает важный вклад, который вносит спорт в международное взаимопонимание. В 2012 году В. В. Путин отмечал, что «развитие спортивного движения, развитие олимпизма является генеральной линией на международной арене. Нет более чуткого механизма для развития отношений между странами и народами»[10].

Масштабность подобных спортивных событий подтверждает их значимость для любого государства. Организация соревнований в профессиональном спорте предполагает внушительные материальные затраты на подготовку спортсменов, проведение самих соревнований, обеспечение зрелищности, которая тесно связана с имиджевой составляющей государства на мировой арене, и общественной безопасности. Д. И. Рогачев отмечает, что профессиональный спорт в современном мире стал в один ряд с шоу-бизнесом [7, c. 88], а значит, выросла и экономическая значимость этой сферы, имеющая характерную информационную непрозрачность финансовых механизмов работы.

 

Л. А. Воронина и Я. Д. Даньков, анализируя финансово-экономические механизмы развития профессионального спорта, показывают недостаточность нормативного правового регулирования в этой области, что порождает теневые схемы финансирования в части привлечения частных инвестиций, государственно-частного партнерства государственной власти и бизнеса, разработки и реализации стратегий и программ развития профессионального спорта субъектами Российской Федерации, спортивными федерациями и спортивными клубами, финансовой поддержки, поступающей от предпринимателей на реконструкцию и строительство спортивных сооружений, развитие спортивных клубов и поддержку команд [8].

Такой уровень общественного внимания к профессиональным соревнованиям, внушительные материальные и трудовые затраты на их подготовку и проведение, закрытость этой информации, значительные объемы прибыли от проведения соревнований создают высокую общественную опасность преступлений и иных правонарушений в сфере профессионального спорта. Каждый противоправный случай в сфере профессионального спорта подрывает авторитет не только организаторов спортивных мероприятий, но и государств. Противоправные деяния, становясь достоянием широкого круга общественности, создают сильный общественный резонанс, часто международный.

Принимаемые международные правовые акты напрямую говорят о том, что профессиональный спорт часто является средством незаконного обогащения за счет преднамеренного влияния на результат соревнований. Конвенция Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями[11] прямо признает, что это всегда организованные преступные деяния, и природа этого явления трансгранична. В содержание термина «манипулирование спортивными соревнованиями» Конвенция закладывает его существенную характеристику о том, что это действие или бездействие, совершаемое всегда по преднамеренной договоренности. Также в Конвенции четко описана такая характеристика, как цель манипулирования как преступного деяния – это обеспечение неправомерного преимущества для себя или других лиц путем изменения ненадлежащим образом результата или хода спортивного соревнования для полного или частичного устранения присущей указанному спортивному соревнованию непредсказуемости.

Такие характеристики этого явления прямо указывают на его противоправность и покушение не только на интересы отдельных физических лиц (других добросовестных участников спортивных соревнований), но и организаций, государств, а также широкого круга общественности, которая лишается возможности увидеть честную состязательность в чемпионате, турнире, поединке, мастерство и профессиональный рост отдельного спортсмена или спортивной команды, ощутить заряд адреналина и восторга от напряженного ожидания победы, гордость за своих кумиров и свою страну.

Основополагающим при прохождении соревнований является соблюдение принципов честности и справедливости. Суть данного
принципа раскрывается во многих документах. Например, в «Манифесте о честной игре», разработанном в 1977 г. Международным советом по спортивной науке и физическому воспитанию при ЮНЕСКО[12], указано, что честность прежде всего зависит от моральных установок самого спортсмена. Понимание того, что алчность и стремление к легким деньгам, легкой славе невозможно исключить из сущности человеческой, приводит к необходимости создания системы сдерживающих факторов и противовесов. Недостаточность дисциплинарных мер подтверждается продолжающимися нарушениями и злоупотреблениями.

В 2012 году на Олимпийских играх в Лондоне по итогам дисциплинарных слушаний, организованных Всемирной федерацией бадминтона (BMF), восемь спортсменок в женском турнире по бадминтону, которые предприняли попытки намеренно проиграть, чтобы получить более удобных соперниц в плей-офф, дисквалифицированы и исключены из числа претендентов на медали[13]. Дисквалифицированы китаянки Юй Ян и Ван Сяоли, Грейся Полии и Мейлиана Джаухари из Индонезии и две южнокорейские пары – Чун Кюн Ын и Ким Ха На, а также Хэ Чжон Ын и Ким Мин Чжин.

«ITIA (Международное теннисное агентство профессиональной этики) в 2022 году приняло решение отстранить от работы трех африканских судей из Туниса за манипулирование результатами матчей. Маджд Аффи, Абдерахим Гарсалла и Мохамед Гассен Снене действовали по одной и той же схеме: они вводили заведомо ложные данные в специальное устройство для подсчета очков. То есть розыгрыш мог остаться за одним игроком, но судьи все равно отдавали победу в нем его противнику»[14]. Адфи за 12 договорных игр дисквалифицирован на 20 лет, а Гарсалле и Гассен Снене за участие в 4 договорных встречах дисквалифицированы на 7 лет.

Манипулирование в спорте имеет коррупционную природу, и ему присущи признаки организованности и предварительного сговора за получение какой-либо выгоды, чаще материальной либо создающей возможности для получения в дальнейшем материальной выгоды. Ст. 184 УК РФ во многом коррелируется со ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции»[15], устанавливающей понятие конфликта интересов и личной заинтересованности, которое в 2022 году распространили на сферу спорта, внеся дополнение в Федеральный закон «О физической культуре и спорте», а также со статьями 290, 291, 291.1 УК РФ. Все эти нормы имеют одну природу и основу. О многом говорит и то, что одновременно в данной сфере отношений государство признало противоправным влиянием на результат официального спортивного соревнования (манипулированием официальным спортивным соревнованием) использование и распространение, а также предоставление инсайдерской информации, подкуп, принуждение или склонение к оказанию влияния на результат соревнований, получение денег, ценных бумаг, иного имущества, пользование услугами имущественного характера, извлечение других выгод и преимуществ в целях достижения заранее определенных результата или исхода соревнования. Достаточно эффективным может оказаться наделение организаторов официальных спортивных соревнований правом запрашивать информацию «о заключенных спортсменами, спортивными судьями, тренерами, руководителями спортивных команд, другими участниками официальных спортивных соревнований, спортивными агентами в букмекерских конторах и тотализаторах пари на официальные спортивные соревнования, проводимые этими организаторами официальных спортивных соревнований» (ст. 20 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

В 2021 году Управление ООН по наркотикам и преступности совместно с Международным олимпийским комитетом опубликовало доклад[16] с анализом подходов законодательного регулирования противодействия манипулированию спортивными соревнованиями 187 государств – членов ООН, в котором отмечают значительный рост криминализации манипулирования соревнованиями от 5 стран в 2013 году до 45 стран в 2021 году. В 2016 году таких стран было 25. В качестве отдельного состава преступления манипулирование спортивными соревнованиями выделено в следующих странах:
Австралия, Азербайджан, Албания, Алжир, Аргентина, Армения, Болгария, Бразилия, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Израиль, Испания, Италия, Кипр, Киргизия, Китай, Латвия, Литва, Мальта, Молдавия, Намибия, Новая Зеландия, Парагвай, Польша, Португалия, Российская Федерация, Сальвадор, Сан-Марино, Северная Македония, Словакия, США, Турция, Украина, Уругвай, Филиппины, Франция, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, Южная Африка, Южная Корея, Япония.

Интересна информация, представленная Соединенными штатами Америки в рамках проводимого ООН исследования, где говорится о том, что только в Западной Вирджинии из всех штатов в законе о спортивных азартных играх есть уголовно наказуемое положение, которое непосредственно касается честности игры, в отличие от честности ставок. Кодекс Западной Вирджинии в качестве преступления против государственной политики (Глава 12 Кодекса), аналогично действующему в штате закону о спортивном подкупе, квалифицирует как уголовное преступление подкуп участников профессиональных или любительских игр и скачек
(§ 61-10-22), когда кто-либо «предлагает, обещает или дарит что-либо ценное кому-либо с целью повлиять на исход спортивного мероприятия». В Кодексе подробно перечисляются виды спорта и участники спортивных отношений, которые могут являться субъектами данного преступления: это любой профессиональный или любительский игрок, который участвует в любой профессиональной или любительской игре или виде спорта, или любой жокей, водитель, конюх или любое лицо, участвующее в любых скачках, включая владельцев ипподромов и их служащих, стюардов, тренеров, судей и стартеров.

40 из 45 государств, которые криминализируют манипулирование спортивными соревнованиями,
в основу преступного деяния закладывают создание какого-либо неправомерного преимущества, материального (подарок, презент, вознаграждение, выделение или материальная, денежная или финансовая выгода) или нематериального (любое другое неправомерное преимущество или выгода). В докладе отмечается положительная практика включения в состав преступления, касающегося манипулирования спортивными соревнованиями, не только действия или бездействия, влияющих на изменение общего результата соревнования, но и влияние на определенные сегменты игры, так как отдельные элементы, которыми можно легко манипулировать, являются предметом ставок, при этом они могут не влиять на общий результат. Например, количество угловых или желтых карточек, результат в перерыве или команда, которая забьет следующий гол. Ставки могут быть сделаны на эти элементы. Ставки на эти элементы обычно фиксированы, и человеку проще использовать именно их, учитывая ограниченное количество переменных, которые можно контролировать. К таким случаям можно отнести подкуп судьи для выдачи красной карточки (ст. 200.7 УК РФ введена в октябре 2020 года – судебная
практика по данному составу отсутствует)[17].

Установление уголовной ответственности за манипулирование как результатом, так и ходом спортивного соревнования воспринимается международным сообществом как хорошая практика борьбы с фиксацией результатов. В России первый приговор по уголовному делу о преступлении, предусмотренном ст. 184 УК РФ, состоялся 25 февраля 2022 года (несмотря на то, что данная статья действует с 1996 года и в нее вносились изменения, практика отсутствовала). В соответствии с официальной судебной статистикой, в Российской Федерации в 2022 году по статье 184 УК РФ осуждены 7 человек, деяния каждого из них квалифицированы по части 3 указанной статьи, и назначено наказание в виде штрафа. Второй приговор по уголовному делу о договорных матчах состоялся в декабре 2023 года: бывшего исполнительного директора ФК «Чайка» Олега Баяна признали виновным в 11 эпизодах оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования. Соответственно, в 2023 году в Российской Федерации по статье 184 УК РФ осужден 1 человек по 11 фактам.

В большинстве случаев манипулирование спортивными соревнованиями совершается группой лиц (как минимум двумя субъектами) и по предварительному сговору. При этом в российском законодательстве не ограничен круг субъектов преступления, перечисляется одна из сторон сговора. В 25 странах, которые криминализируют манипулирование спортивными соревнованиями, субъект данного преступления определяется в общих чертах (Австралия, Аргентина, Бразилия, Венгрия, Германия, Дания, Италия, Китай, Латвия, Мальта, Новая Зеландия, Парагвай, Польша, Республика Корея, Республика Молдова, Словакия, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты, Украина, Филиппины, Франция, Швейцария, Шри-Ланка, Южная Африка и Япония). Как правило, под этим понимается любое лицо, которое предоставляет или обещает неправомерное преимущество, напрямую или через посредников, коррумпированному лицу.

 

 

Джон Т. Холден и Райан М. Роденберг предлагают рассматривать индивидуально мотивированных организаторов договорных матчей, стремящихся манипулировать спортивными событиями [9]. Ведь действительно выгодоприобретателем от предсказуемости исхода спортивного поединка может быть тот, кто имеет возможность повлиять тем или иным образом на его ход или результат. Гассман Фрейя и Коч Майкл при разработке типизации девиантного поведения в спорте также отмечают возможность индивидуальных проявлений таких девиаций [10].

Выводы и заключение

Российское законодательство не криминализирует влияние на результат или ход соревнования одним лицом в корыстных или иных личных целях, в свою пользу или в пользу третьих лиц или организаций. При этом степень общественной опасности данного преступного деяния, совершенного одним субъектом, не отличается от тех же деяний, совершенных группой лиц.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что манипулирование результатами соревнований наносит существенный вред интересам болельщиков, которые лишаются права наслаждаться состязательностью и честностью соревнований, профессионализмом спортсменов и испытывать тот уровень гордости за команду, город, регион (страну), который возникает в случае тяжелой спортивной борьбы за первенство в соревновании. Кроме того, нивелируются важные воспитательные и патриотические функции профессионального спорта, имеющие существенное значение для развития здорового общества. 

Таким образом, общественная опасность преступлений в сфере профессионального спорта, в зависимости от их вида, как в России, так и за рубежом, определяется следующими факторами:

– во-первых, публичным характером последствий, а соответственно, их высокой резонансностью (хулиганство, массовые беспорядки, допинг, акт терроризма);

– во-вторых, высоким уровнем латентности отдельных видов преступлений данной группы (экономические, налоговые и др.), влекущей за собой непредсказуемость возможных последствий для государства;

– в-третьих, чрезвычайной закрытостью (корпоративностью) данной сферы общественной жизни, влекущей за собой практически полное отсутствие государства в лице его правоохранительных органов в ее регулировании и особенно контроле.

 

[1] О физической культуре и спорте : Закон Республики Молдова от 25 марта 1999 года № 330-XIV (Статья 17) : послед. ред. // Интернет-портал СНГ : сайт. URL: https://e-cis.info/cooperation/3323/78756/ (дата обращения: 04.03.2024).

[2] О физической культуре и спорте : Закон Республики Армения от 10 июля 2001 г. (п. ж ст. 2) // Интернет-портал СНГ : сайт. URL: https://e-cis.info/cooperation/2916/77131/ (дата обращения: 04.03.2024).

[3] Книга I. Организация физкультурной и спортивной деятельности. Статья L222-1 и статья L222-2 // Спортивный кодекс Франции (Законодательная часть) : перевод с французского, вступительная статья с кратким комментарием к.ю.н. А. А. Соловьева; предисловие д.ю.н., проф. С. В. Алексеева / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. М., 2009. 134 с. (Серия: «Актуальные проблемы спортивного права». Выпуск 2). URL: https://sportscrime.ru/file/literature/Sportivnyi_kodeks_Frantsii.pdf (дата обращения: 04.03.2024).

[4] О физической культуре и спорте : Закон Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 228-V : послед. ред. // Ваш гид в законодательстве Казахстана : сайт. URL: https://kodeksy-kz.com/ka/o_fizicheskoj_kulture_i_sporte.htm (дата обращения: 04.03.2024).

[5] О физической культуре и спорте : Закон Республики Беларусь № 125-З (статья 55) : принят Палатой представителей 5 декабря 2013 года : одобрен Советом Республики 19 декабря 2013 года : послед. ред. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь : сайт. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11400125 (дата обращения: 04.03.2024).

[6] Уголовный кодекс Российской Федерации : УК : принят Гос. Думой 24 мая 1996 года : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года : послед. ред. // КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 04.03.2024).

[7] О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федер. закон № 329-ФЗ : принят Гос. Думой 16 ноября 2007 года : одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года : послед. ред. // КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 04.03.2024).

[8] Трудовой кодекс Российской Федерации : ТК : принят Гос. Думой 21 декабря 2001 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года : послед. ред. // КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 04.03.2024).

[9] Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и в частности футбольных матчей (ETS № 120) (Страсбург, 19 августа 1985 г.) // Кодекс: Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : сайт.URL: https://docs.cntd.ru/document/1903042 (дата обращения: 04.03.2024). Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

[10] В. Путин: "Экономическое развитие зависит от спорта". Премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин выступил с приветственной речью на XVIII Генеральной ассамблее Ассоциации национальных олимпийских комитетов (АНОК), проходящей в Москве // РБК : сайт. URL: https://sportrbc.ru/news/575532169a7947102987b79c?from=copy. Дата публикации: 13.04.2012.

[11] Конвенция Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями (CETS N 215) (Маглинген, 18 сентября 2014 года) // Е-ДОСЬЕ – Электронный эколог : сайт. URL: https://e-ecolog.ru/docs/9jEY_eFUX1H8B7XFuJiU_?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (дата обращения: 04.03.2024).

[12] Манифест СЕИПС о честной игре // Информационный вестник ВНИИФК. 1997. № 10. С. 29–50.

[13] Восемь бадминтонисток дисквалифицированы за сдачу матчей на Олимпиаде // Лента. Ру : сайт. URL: http://olympic2012.lenta.ru/news/2012/08/01/disqual/ (дата обращения: 04.03.2024).

[14] Трем тунисским теннисным арбитрам впаяли продолжительные дисквалификации за «доги» // Kushvsporte. Лига прогнозов на спорт : сайт. URL: https://kushvsporte.ru/bloga-bet/tennis/193597-trem-tunisskim-tennisnym (дата обращения: 04.03.2024).

[15] О противодействии коррупции : Федер. закон № 273-ФЗ : принят Гос. Думой 19 декабря 2008 года : одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года : послед. ред.  // КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 04.03.2024).

[16] Правовые подходы к борьбе с манипуляциями в спортивных соревнованиях // Международный олимпийский комитет : сайт. URL: https://stillmed.olympics.com/media/Documents/Beyond-the-Games/Fight-against-competition-manipulation/Legal-Approaches-to-tackling-the-Manipulation-of-Sports-Competitions.pdf (дата обращения: 04.03.2024).

[17] Уголовное судопроизводство. Данные о назначенном наказании по статьям УК // АПИ-пресс: Агентство правовой информации : сайт. URL: https://stat.апи-пресс.рф/stats/ug/t/14/s/17 (дата обращения: 04.03.2024).

Список литературы

1. Бавсун, М. В., Векленко, В. В., Сараев, В. В. Перспективы уголовно-правовой охраны профессионального спорта в России // Журнал российского права : науч. журн. 2011. № 3. С. 15–25.

2. Починкин, А. В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России : монография. М. : Изд-во Советский спорт, 2006. 216 с.

3. Понкин, И. В., Понкина, А. И. К вопросу о содержании понятия "профессиональный спорт" // Законы России: опыт, анализ, практика : науч. журн. 2014. № 9. С. 24–28.

4. Шевченко, О. А. Правовая доктрина регулирования труда в сфере профессионального спорта и пути ее реализации в России : дис. … д-ра юрид. наук. М., 2014. 371 с.

5. Чернов, А. Ф. Зарубежный опыт правового регулирования профессионального спорта // Актуальные проблемы современного права: соотношение публичных и частных начал : сб. ст. V междунар. науч.-практ. конф. (симпозиума), Краснодар, 11 ноября 2020 года. Краснодар : Научно-исследовательский институт актуальных проблем современного права, 2021. С. 320–325.

6. Шевченко, О. А. Особенности правового регулирования труда профессиональных спортсменов и тренеров в зарубежных странах и российском законодательстве // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) : науч. журн. 2015. № 4 (8). С. 111–123.

7. Рогачев, Д. И. Признаки профессионального спорта и основные модели его регулирования // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) : науч. журн. 2015. № 4. С. 88–95.

8. Воронина, Л. А., Даньков, Я. Д. Механизмы развития профессионального спорта в Российской Федерации // Здоровье, физическая культура и спорт в высшей школе: опыт, проблемы и перспективы : сб. мат-лов Всерос. заоч. науч.-практ. конф., посв. 85-летию Института физической культуры, спорта и молодежной политики, Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2018. С. 65–72.

9. John T. Holden and Ryan M. Rodenberg. Lone-wolf match-fixing: global policy considerations. International Journal of Sport Policy and Politics, vol. 9, No. 1 (2017). Pp. 137–151.

10. Gassman Freya, Koch Michael. Korruption im Sport – auch eine Gefahr für den Sport. Jahrgang, 19–20/2021, 10. Mai 2021.

Войти или Создать
* Забыли пароль?