К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Содержание розыскной работы при расследовании преступлений является важной деятельностью, требующей тщательного изучения и анализа. Успешное раскрытие, расследование преступлений возможно при качественной работе оперативно-розыскных подразделений, чья деятельность должна осуществляться в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства, с учетом которых возникает необходимость обязательного обеспечения прав и свобод человека и гражданина при раскрытии и расследовании преступлений. В статье отражено содержание розыскной работы проводимой для обнаружения разыскиваемых лиц.

Ключевые слова:
оперативно-розыскные мероприятия, розыскная работа, виды розыска, содержание розыскной работы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Одним из приоритетных направлений работы полиции является розыск, основной задачей которого является обнаружение преступников и иных лиц. Кроме того, розыск отдельных категорий лиц рассматривается как самостоятельное направление борьбы с преступностью. В современной ситуации наблюдается активное сопротивление расследованию преступлений со стороны преступников, в том числе путем скрытия информации о себе от органов дознания и суда, что часто приводит к подрыву авторитета правоохранительных органов. Случаи безвестной пропажи граждан могут означать трагические обстоятельства, такие как несчастные случаи или самоубийства, либо быть связанными с криминальной деятельностью. Однако в любом случае необходимо поддерживать высокий уровень результативности розыскной работы.

Основная часть

Правовое содержание розыскной работы заключается в нормах, содержащихся в действующем законодательстве федерального и регионального значения, а также подзаконных актах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации[1] (далее – Конституция), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, которые были подписаны Российской Федерацией, являются неотъемлемой частью ее правовой системы и должны обязательно применяться в государстве.

Это означает, что правоохранительные органы также обязаны соблюдать эти принципы и нормы при осуществлении своих функций и проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) в рамках розыскной работы. Если выполнение международных договоров не требует специального внутригосударственного нормативного акта, то правоохранительные органы могут непосредственно применять эти договоры при исполнении своих обязанностей.

Несмотря на то, что Конституция не содержит прямых указаний по проведению розыскной работы, ряд ее норм напрямую регулирует условия проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан. Правоохранительные органы, осуществляющие розыскную работу, должны соблюдать эти нормы и учитывать их при проведении ОРМ.

Следующим нормативным правовым актом, раскрывающим отдельные особенности ведения розыскной работы, является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации[2]. Предварительное расследование по факту совершения уголовного преступления приостанавливается в тот момент, когда подозреваемый или обвиняемый скрылись от представителей органов следствия, что устанавливается в п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.

После того, как процесс расследования приостанавливается, и даже в случае его продолжения следователь передает сведения о подозреваемом в органы дознания, которые приступают к розыску лица, скрывшегося от следствия, на основании специального постановления (ст. 210 УПК РФ). В свою очередь возложение обязанности по проведению розыска на органы внутренних дел происходит на основании норм п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»[3].

К законодательной основе организации розыскной работы можно отнести Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»[4], статья 1 которого определяет основные принципы и виды безопасности, включая безопасность на территории Российской Федерации. Эти принципы и виды безопасности являются важными для понимания места и роли оперативно-розыскной деятельности, включая розыскную работу, в обеспечении безопасности на территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[5] (ФЗ «Об ОРД») является одним из основополагающих законодательных актов, регулирующих правовые вопросы организации розыскной работы. В данном Законе регламентируются не только основные задачи оперативно-розыскной деятельности, но и розыскные задачи, включая «осуществление розыска лиц, скрывающихся от органа дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших».

 

 

Задача розыска может быть как следующим этапом оперативно-розыскной деятельности, проводимом после раскрытия преступления, так и составной частью деятельности по раскрытию преступления. Процедуры и положения, касающиеся
розыскной работы, включая
процессуальное положение лиц, на которых направлены розыскные мероприятия, определены статьей 2
ФЗ «Об ОРД».

Проведение розыскной работы включает поиск местонахождения лиц, которые скрываются от органов дознания, следствия и суда или уклоняются от уголовного преследования, а также поиск без вести пропавших людей. Целью розыска является обнаружение этих лиц для последующего применения к ним законных мер, включая гражданско-правовые меры или иные меры, предусмотренные законодательством.

Задача розыска отличается от задачи выявления и установления лиц, совершивших преступление. Розыск этих лиц осуществляется на основании уже известных фактов преступлений и в отношении конкретных лиц, которые известны оперативным и следственным подразделениям. Оперативно-розыскная деятельность выступает как составная часть розыскной работы, которая помогает достичь целей розыска.

Для успешной розыскной работы важным является применение оперативно-розыскных мероприятий – их перечень определен в статье 6 ФЗ «Об ОРД». Одним из таких мероприятий является отождествление личности, которое используется для установления личности лиц, находящихся в розыске, путем непроцессуальной идентификации по признакам внешности. Важным элементом розыскной работы является также контроль за почтовыми отправлениями, телеграфными и другими сообщениями, который может быть применен в отношении родственников и связей разыскиваемых лиц, а также наблюдение, прослушивание телефонных переговоров и другие мероприятия. Основания для применения вышеперечисленных мероприятий, в том числе наличие информации о лицах, скрывающихся от правоохранительных органов или уклоняющихся от уголовной ответственности, а также о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов, изложены в статье 7 ФЗ «Об ОРД».

Статья 8 указанного Закона определяет условия и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина. Проведение таких мероприятий допускается только на основании судебного решения. Кроме того, установлен специальный порядок проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий, включая проверочную закупку, контролируемую поставку, оперативный эксперимент и оперативное внедрение. Эти мероприятия должны проводиться на основании мотивированного постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий для установления местонахождения и задержания разыскиваемых лиц часто требуется проникновение в жилище граждан, которое, согласно статье 25 Конституции, является неприкосновенным. Однако законное проникновение в жилище возможно в двух случаях.

Первый случай – возникновение чрезвычайных ситуаций, таких как стихийные бедствия, техногенные катастрофы, смерть владельца жилья и т. д. В таких ситуациях проникновение в жилище законно и может быть осуществлено без согласия проживающих в нем лиц на основании правил, регламентирующих действия в условиях крайней необходимости (ст. 39 УК РФ).

Второй случай – когда проникновение в жилище граждан требуется для производства обыска, выемки, осмотра места происшествия и т. д. Проникновение в жилище в таких случаях может быть осуществлено сотрудниками оперативно-розыскных подразделений ОВД только при наличии санкции прокурора или на основании решения суда. Кроме того, они обычно действуют совместно с дознавателем или следователем в составе следственных групп (ст. 163 УПК РФ).

Вопросы, касающиеся использования результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД), регулируются статьей 11 ФЗ «Об ОРД». Согласно данной статье, результаты ОРД могут быть использованы в том числе для розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от исполнения наказания.

Правовая основа применения такого важного средства розыскной работы, как «розыскное задание», определена в статье 14 ФЗ «Об ОРД».

Кроме того, ст. 17 ФЗ «Об ОРД» предусматривает возможность привлечения отдельных лиц к подготовке или проведению ОРД, в том числе при осуществлении розыска. При этом органы, осуществляющие ОРД, обязаны сохранять конфиденциальность содействия данных лиц по их желанию.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет права и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также устанавливает контроль и надзор за этой деятельностью, в том числе в сфере розыскной работы.

В числе рассматриваемых законодательных источников необходимо упомянуть и Федеральный закон от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации»[6], предписывающий осуществление обязательной геномной регистрации всех лиц, осужденных и отбывающих наказание за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также в отношении неустановленных лиц, биологический материал которых изымается в ходе следственных действий. Впоследствии полученные материалы и сведения могут быть использованы в розыскной работе.

На основании указанных Федеральных законов действуют локальные (ведомственные) подзаконные акты, регулирующие отдельные аспекты проведения розыскных мероприятий. Как правило, они обозначаются как приказы и инструкции, из которых чаще всего применяются следующие:

  1. Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел, утвержденная приказом МВД России от 5 мая 1993 года № 213дсп.

 

 

 

  1. Приказ МВД России от
    13 ноября 1998 г. № 744дсп, утверждающий необходимость совершенствования мер проводимой
    розыскной работы органами внутренних дел.
  2. Совместный приказ МВД России, Минюста России, ФСБ России, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по
    контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной
    службы Российской Федерации
    от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971[7], на основании которого утверждается единая инструкция по налаживанию информационного сотрудничества и обеспечения информацией между органами, ведущими розыск по линии Интерпола.
  3. В отношении информационного обеспечения и сотрудничества по линии Интерпола – дополнительная инструкция, принятая на
    основании приказа МВД России
    от 28 февраля 2000 г. № 221[8] и
    действующая после согласования с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
  4. Инструкция по реализации розыскных мероприятий на межгосударственном уровне, действующая на основании решения Совета Министров внутренних дел государств – участников СНГ от 7 сентября 2007 года.

Особое значение при применении в розыскной работе нормативных правовых актов по вопросам ОРД имеют решения, постановления и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и судебная практика. Они способствуют устранению допущенных в ходе осуществления ОРМ нарушений или ущемлений прав и свобод человека и гражданина, укрепляют правовую базу регулирования ОРД, в том числе организации розыскной работы.

Значительная роль в регулировании организации розыскной работы принадлежит ведомственным и межведомственным нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Приведенный перечень нормативных правовых документов, регулирующих правила проведения розыска как на территории Российской Федерации, так и на межгосударственном и международном уровне позволяет установить видовые различия среди действующих розыскных мероприятий. В частности, по территориальному охвату принято выделять четыре вида розыска: местный, федеральный, межгосударственный и международный. Однако каждый вид розыска имеет свои особенности проведения не только в пределах определенной территории, но также в сфере требований к процедуре проведения и нормативных оснований.

 

Каждый вид розыска необходимо рассмотреть отдельно.

1. Местный розыск. Розыскные мероприятия при организации местного розыска проводятся на уровне субъекта Российской Федерации. Мероприятия местного розыска осуществляются при помощи специальной системы оперативно-справочных учетов информационных центров (ИЦ) и адресных бюро. На практике указанные системы работают следующим образом. После того как выходит распоряжение о начале розыска скрывшегося или пропавшего без вести лица, данными системами начинается сбор всех возможных сведений о нем. Сотрудники органов дознания на местном уровне проводят розыск по учету указанных сведений, личный состав отделов знакомится с составленными ориентировками, информационными сводками, особыми приметами, которыми обладает разыскиваемое лицо. Розыскные органы активно привлекают к этому процессу СМИ (например, для розыска родственников пропавшего) [1, с. 212]. При этом после вынесения постановления о розыске в срок не позднее 10 суток заводится специальное розыскное дело на основании постановления органа дознания. После заведения дела не позднее трех суток в информационные подразделения рассылаются документы статистического учета.

Важно обратить внимание на то, что местный розыск, как правило, не ограничивается рамками муниципалитета, района или области. ОРМ нередко распространяются за его границы, так как по письменному поручению ответственных лиц информируются иные органы и ведомства соседних районов и муниципалитетов. Как утверждает С. В. Бажанов, инициация местного розыска происходит после завершения мероприятий, связанных с фиксацией и сбором всех возможных данных, имеющих отношение к лицу, объявленному в розыск на территории конкретного субъекта Российской Федерации [2, с. 73]. Только после того как все меры, принятые при проведении местного розыска, оказались безрезультатны, выносится постановление о начале розыска на федеральном уровне.

2. Федеральный розыск. В ходе данного вида розыска используется комплекс методов, актуальных для ведения розыска на местном уровне. Основная отличительная особенность федерального вида розыска от местного состоит в том, что розыскные методы используются органами дознания при установлении тесной связи с иными оперативно-розыскными подразделениями государства, действующими на федеральном уровне.

По этой причине федеральный розыск объявляется в исключительных ситуациях, когда розыск лица требует особенного подхода и, соответственно, территориального охвата. В некоторых случаях федеральный розыск объявляется сразу, без проведения мероприятий на местном уровне. Так, в случае розыска лица, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление, побега особо опасного преступника из места лишения свободы, лица, вооруженного или снабженного веществами, представляющими опасность для жизни и здоровья населения. В иных, менее тяжких, случаях основания для объявления розыска на федеральном уровне возникают только спустя три месяца с момента начала ОРМ на местном уровне.

При этом если основанием для начала розыска на местном уровне выступает постановление органа дознания, для инициации федерального розыска органы, проводящие ОРМ на местном уровне, подают документы в розыскное подразделение МВД России. Когда документы приняты, информация об этом фиксируется Информационным центром МВД России и отражается в системе ГИАЦ МВД России соответственно.

Однако на практике известны случаи, когда даже после объявления розыска как на муниципальном, так и на федеральном уровне разыскиваемым удается проникнуть за пределы Российской Федерации. Если подобная информация поступает в оперативно-розыскные органы, появляются основания для объявления розыска на межгосударственном или международном уровне.

3. Межгосударственный розыск. Главной особенностью и отличием межгосударственного и международного видов розыска является то, что поиск лиц производится на территории стран СНГ. Для реализации межгосударственного розыска также практикуется использование сигнальных систем по оперативно-справочному учету ИЦ, обращение в министерства внутренних дел стран СНГ. Межгосударственный розыск проводится с учетом положений Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, утвержденной решением Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ в 1997 г. Настоящей Инструкцией устанавливаются субъекты, уполномоченные для ведения розыскной деятельности на территории СНГ. К ним относятся министерства внутренних дел стран Содружества, реализующие ОРМ через центральные аппараты, а также территориальные ОВД. При этом каналы Интерпола не принимают участие в процессе розыска, особенно если место расположения разыскиваемых лиц указано точно.

Объявление в межгосударственный розыск происходит при помощи средств ИЦ МВД, через которые поступившая информация направляется в Межгосударственный информационный банк (МИБ), действующий при системе ГИАЦ. После этого МИБ распространяет информацию в ИЦ МВД всех стран СНГ, которая фиксируется оперативно-справочными картотеками.

Для мероприятий межгосударственного розыска также характерно то обстоятельство, что он проводится, как правило, наряду с федеральным и объявляется, если для разыскиваемого лица избрана такая мера пресечения, как содержание под стражей.

4. Международный розыск. В отличие от всех вышеперечисленных разновидностей розыскных мероприятий, законодательной основой организации международного розыска выступают нормы международного права, которые признаны Российской Федерацией. Следовательно, непосредственное участие при проведении ОРМ международного характера принимают зарубежные правоохранительные органы и Интерпол.

Выводы и заключение

В настоящее время розыскная работа представляет собой самостоятельное направление оперативно-розыскной деятельности по розыску уже известных ОВД лиц, а именно: скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших лиц, а также установлением неопознанных трупов и лиц, не способных сообщить о себе. Розыскная работа базируется на нормах международного права, действующего законодательства Российской Федерации, является системой организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, которая осуществляется в тесном взаимодействии уполномоченными на то субъектами и направлена на обнаружение местонахождения скрывшихся преступников, без вести пропавших лиц, установление личности неопознанных трупов и лиц, не могущих сообщить о себе сведений по состоянию здоровья или возрасту.

 

[1] Российская Федерация. Конституция : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, принятыми в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года (в редакции указов Президента Российской Федерации от 09.01.1996 № 20, от 10.02.1996 № 173, от 09.06.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841; федеральных конституционных законов от 25.03.2004 № 1-ФКЗ, от 14.10.2005 № 6-ФКЗ, от 12.07.2006 № 2-ФКЗ, от 30.12.2006 № 6-ФКЗ, от 21.07.2007 № 5-ФКЗ; законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ; Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ; Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014 № 11-ФКЗ; Указа Президента Российской Федерации от 27.03.2019 № 130; Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ; федеральных конституционных законов от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации : сайт. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595 (дата обращения: 20.10.2023).

[2] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : УПК : в послед. ред. : принят Гос. Думой 22 ноября 2001 года : одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года // КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/?ysclid=le24do8org886479248 (дата обращения: 13.10.2023).

[3] О полиции : Федер. закон № 3-ФЗ (в послед. ред.) : принят Гос. Думой 28 января 2011 года : одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года // КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 20.10.2023).

[4] О безопасности : Федер. закон
№ 390-ФЗ : принят Гос. Думой 7 декабря 2010 года : одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 года : послед. ред. // Консультант
Плюс : сайт.
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 20.10.2023).

[5] Об оперативно-розыскной деятельности : Федер. закон № 144-ФЗ : принят Гос. Думой 5 июля 1995 года : послед. ред. // КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/ (дата обращения: 21.10.2023).

[6] О государственной геномной регистрации в Российской Федерации : Федер. закон № 242-ФЗ : принят Гос. Думой 19 ноября 2008 года : одобрен Советом Федерации 26 ноября 2008 года : послед. ред. // Официальный интернет-портал правовой информации : сайт. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102349622&backlink=1&&nd=102126015 (дата обращения: 20.10.2023).

[7] Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола : Приказ МВД России № 786, Минюста России № 310, ФСБ России № 470, ФСО России № 454, ФСКН России № 333, ФТС России № 971 от 06.10.2006 (ред. от 22.09.2009) // КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63834/38f0448c2c451303d2824309aa146b472e19d6a9/ (дата обращения: 21.10.2023). Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

[8] О мерах по совершенствованию сотрудничества по линии Интерпола (вместе с "Инструкцией об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола") : приказ МВД России от 28 февраля 2000 г. № 221 // КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=333008#SCF1YxTcN3I5irzS1 (дата обращения: 21.10.2023). Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

Список литературы

1. Дубоносов, Е. С. Оперативно-розыскная деятельность : учебник и практи-кум для вузов / 7-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2023. С. 212.

2. Бажанов, С. В. Учение о розыске (уголовно-процессуальные, криминалистические и оперативно-розыскные аспекты) : монография. М. : Юрлитинформ , 2017. С. 164.

Войти или Создать
* Забыли пароль?