О НЕКОТОРЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, СОСТОЯЩИМИ ПОД АДМИНИСТРАТИВНЫМ НАДЗОРОМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. В статье рассмориваются некоторые полномочия отдельных оперативных подразделений органов внутренних дел (по противодействию экстремизму, по контролю за оборотом наркотиков) в осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Материалы и методы. Правовую основу исследования составили законодательные акты в сфере профилактики правонарушений и ведомственные нормативные правовые акты МВД России, регламентирующие деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений и правонарушений. Методологической основой исследования послужили общенаучные и специальные методы научного познания, такие как формально-логический, системный, структурно-функциональный, сравнительно-правовой и другие. Результаты исследования. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность подразделений по противодействию экстремизму и по контролю за оборотом наркотиков, показал недостаточную регламентацию их полномочий по осуществлению оперативно-профилактического контроля за лицами, находящимися под административным надзором. Выводы и заключения. Предлагается внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность подразделений по противодействию экстремизму и по контролю за оборотом наркотиков в части конкретизации их полномочий по проведению профилактической работы с лицами, состоящими под административным надзором, совершившими преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, а также террористического характера и экстремистской направленности.

Ключевые слова:
административный надзор, оперативные подразделения, органы внутренних дел, полномочия, профилактика, предупреждение преступлений, преступления террористического характера и экстремистской направленности, незаконный оборот наркотиков, рецидивная преступность.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

 

 

Анализ показывает, что значительная часть лиц, освобожденных из мест лишения свободы, находящихся под административным надзором[1], в период отбывания наказания в местах лишения свободы допускали нарушения режима, после освобождения на путь исправления не встали, склонны к совершению правонарушений и преступлений, в связи с этим представляют оперативный интерес для органов внутренних дел. Так, согласно статистическим сведениям за 2022 год примерно четвертая часть (24,4%; 28901) лиц, состоящих под административным надзором, вновь совершили преступления, прирост по сравнению с 2021 годом составляет 2,1 %[2]. Причем 54,8 % из них составляют поднадзорные лица, совершившие преступления, не связанные с нарушением административного надзора по ст. 314.1 УК РФ[3]. То есть более половины лиц названной категории, находясь под административным надзором, вновь совершили преступления, что свидетельствует об их устойчивой противоправной ориентации и умышленном игнорировании установленных правовых норм. В связи с этим в отношении данной категории лиц требуется проведение усиленной профилактической работы сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел (далее – ОВД).

Задача предупреждения преступлений закреплена в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Указанную задачу сотрудники оперативных подразделений решают путем применения оперативно-разыскных сил, средств и методов к лицам, от которых можно ожидать совершения преступлений с учетом негативной характеристики их личности, антиобщественного образа жизни, предшествующего преступного поведения и др. Специальная задача по предупреждению совершения поднадзорными лицами новых преступлений и правонарушений обозначена в ст. 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»[4] (далее – Закон об административном надзоре).

В литературе имеется значительное количество научных публикаций по вопросу административного надзора, в которых рассматривались организация такой деятельности преимущественно подразделениями по охране общественного порядка территориальных органов МВД России (участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних, государственной инспекции по безопасности дорожного движения, патрульно-постовой службы полиции, по осуществлению административного надзора и др.).

Вопросам деятельности оперативных подразделений по осуществлению профилактической работы с поднадзорными лицами (за исключением уголовного розыска) было уделено недостаточно внимания. По всей видимости, это связано со сложившейся практикой проведения профилактической работы с названной категорией лиц преимущественного сотрудниками уголовного розыска (по сравнению с другими оперативными подразделениями ОВД).

 

 

На наш взгляд, это во многом объясняется следующими причинами:

– борьба с рецидивной преступностью, а также с половыми преступлениями против несовершеннолетних[5] относится к компетенции подразделений уголовного розыска[6];

– в научной литературе оперативно-профилактическое наблюдение за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, определяется как специфическое направление деятельности именно указанных оперативных подразделений [1; 2, с. 41].

Вместе с тем анализ законодательства позволяет заключить, что в осуществлении профилактической работы с поднадзорными лицами необходимо участие и других оперативных подразделений во взаимодействии с иными службами и подразделениями ОВД. В 2017 году Закон об административном надзоре (ч. 1 и ч. 2 ст. 3) был дополнен изменениями, расширяющими круг лиц, в отношении которых в обязательном порядке устанавливается административный надзор[7]: лицами, совершившими преступления террористического характера и экстремистской направленности[8], а также лицами, совершившими преступления в сфере незаконного оборота наркотиков[9].

Включение названных категорий лиц в перечень объектов административного надзора, на наш взгляд, указывает на необходимость проведения профилактической работы с поднадзорными лицами по компетенции сотрудниками подразделений по противодействию экстремизму (далее – ППЭ) и по контролю за оборотом наркотиков (далее – ПКОН).

Противодействие экстремизму и незаконному обороту наркотиков являются одними из основных задач органов внутренних дел[10]. На профилактическую работу с данной категорией лиц нацеливают положения документов стратегического планирования в рассматриваемых сферах[11]. В связи с этим в настоящей статье нами предпринята попытка обозначить отдельные полномочия некоторых оперативных подразделений ОВД (ППЭ, ПКОН) по участию в осуществлении контроля за лицами, в отношении которых установлен административный надзор.

Изучение нормативных правовых актов, связанных с осуществлением административного надзора и предупреждением преступлений показало, что полномочия оперативных подразделений территориальных органов МВД России по организации работы с поднадзорными лицами в названных документах указаны применительно ко всем подразделениям, правомочным осуществлять оперативно-разыскную деятельность (далее – ОРД), без разграничения их компетенции, в том числе относительно их уровня (региональный или районный) в системе МВД России[12].

Согласно нормативным документам территориальные органы МВД России на районном уровне должны осуществлять контроль за соблюдением поднадзорными лицами установленных для них запретов и ограничений[13]. То есть, с одной стороны, имеющиеся ведомственные нормативные правовые акты МВД России закрепляют полномочия ППЭ и ПКОН, по участию в осуществлении административного надзора как подразделений, правомочных на осуществление ОРД[14]. С другой стороны, в ведомственных нормативных правовых актах МВД России, определяющих правовой статус указанных подразделений[15], полномочия по организации профилактической работы с лицами, осужденными за преступления по линии незаконного оборота наркотиков, террористического характера и экстремистской направленности, в отношении которых установлен административный надзор, указаны не в полном объеме. По нашему мнению, недостаточное внимание ведомственного нормодателя на необходимость организации работы по осуществлению профилактического воздействия на названную категорию лиц, сказывается на уровне профилактической работы с ними не лучшим образом.

Согласно опросам сотрудников уголовного розыска, выполняющих основной объем работы по участию в осуществлении контроля за поднадзорными лицами[16], определено, что данная категория оперативных сотрудников не в полной мере осуществляют профилактическую работу с указанной категорией лиц, ссылаясь на наличие специализированных подразделений (ППЭ, ПКОН). В связи с этим лица, совершившие преступления террористического характера и экстремистской направленности, находящиеся под административным надзором, остаются без достаточного внимания со стороны оперативных подразделений.

Между тем, представляется, что необходимость осуществления целенаправленной профилактической работы с лицами, состоящими под административным надзором, судимыми за указанные категории преступлений, не вызывает сомнений. Согласно статистическим сведениям по итогам 2022 года под административным надзором состояло 1 174 лиц, имеющих судимость за преступления террористического характера, 152 – совершивших преступления экстремистской направленности, и 429 – совершивших два и более преступления, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ[17]. Думается, что ежегодно количество лиц, рассматриваемой категории, подпадающих под административный надзор, будет только увеличиваться. Несмотря на это, количество лиц рассматриваемой категории в общем числе лиц, состоящих под административным надзором (116 120), относительно небольшое и проведение в отношении них индивидуальной профилактической работы не потребует привлечения значительных сил и средств подразделений ППЭ и ПКОН.

На основании изложенного, с целью совершенствования деятельности по участию в осуществлении административного надзора, авторами рассмотрены некоторые положения, раскрывающие полномочия подразделений ППЭ и ПКОН в части организации и проведения профилактической работы с лицами, состоящими под административным надзором (по компетенции), с учетом уровня (региональный, районный) функционирования оперативного подразделения.

Так, предлагается внести в нормативные правовые акты МВД России следующие дополнения[18]:

Начальники (руководители) ПКОН и ППЭ территориальных органов
МВД России на региональном уровне:

  1. обеспечивают ежемесячный анализ проводимой работы сотрудниками подконтрольных подразделений, а также эффективность принимаемых мер по предупреждению и пресечению совершения преступлений и правонарушений поднадзорными лицами;
  2. взаимодействуют с органами исполнительной власти субъекта, другими государственными органами по вопросам организации и осуществления административного надзора;
  3. вносят руководству территориального органа МВД России на региональном уровне предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений поднадзорными лицами;
  4.  участвуют в подготовке и проведении оперативно-профилактических мероприятий (далее – ОПМ) по предупреждению преступлений поднадзорными лицами;
  5. оказывают методическую и практическую помощь сотрудникам подконтрольных подразделений;
  6. готовят материалы по направлениям деятельности для рассмотрения вопросов на заседаниях Коллегий, оперативных совещаниях, а также методические рекомендации, обзоры, указания по совершенствованию данного направления деятельности;
  7. организуют ведение учета лиц, состоящих под административным надзором, а также подпадающих под его действие (по компетенции);
  8. во взаимодействии с подразделениями участковых уполномоченных полиции (далее – УУП) организуют работу по проверке лиц, состоящих под административным надзором, по месту их жительства (пребывания) и работы (по компетенции).

Сотрудники подразделений ПКОН и (или) сотрудники полиции, ответственные за данное направление деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне:

  1. поддерживают взаимодействие с УУП и сотрудниками других подразделений по выявлению преступлений, совершаемых поднадзорными лицами. Принимают участие в проведении совместных комплексных ОПМ;
  2. осуществляют в установленном порядке розыск поднадзорных лиц;
  3. при проведении мероприятий по раскрытию неочевидных преступлений особое внимание уделяют проверке на причастность к их совершению поднадзорных лиц;
  4. осуществляют в ходе ОРД мероприятия, направленные на выявление и предупреждение преступлений, совершаемых поднадзорными лицами;
  5. выявляют при проведении оперативно-разыскных мероприятий (далее – ОРМ) причины и условия, способствующие совершению преступлений поднадзорными лицами;
  6. в ходе проверки поднадзорных лиц при выявлении признаков наркотического опьянения обеспечивают доставление в медицинское учреждение для проведения медицинского освидетельствования;
  7. информируют сотрудников по осуществлению административного надзора о полученной в отношении поднадзорных лиц информации.

Придание указанным положениям легитимного статуса представляется возможным посредством издания нормативного правового акта (приказа) руководителем территориального органа МВД России на региональном уровне в рамках предоставленных ему полномочий[19]. Это упростит процедуру и уменьшит время реализации названных предложений по сравнению с инициированием внесения изменений и дополнений в Порядок осуществления административного надзора.

В заключение отметим следующее. Авторы отдают себе отчет в том, что предлагаемые ими дополнения полномочий подразделений ППЭ и ПКОН в части осуществления административного надзора возможно не свободны от недостатков и в известной степени вызовут нарекания на этапе правовой экспертизы проекта приказа (дублирование отдельных положений нормативных правовых актов МВД России, указание некоторых функций, не закрепленных в статусных документах, определяющих полномочия подразделений ППЭ, ПКОН и др.).

Для минимизации подобных вопросов с целью системного урегулирования деятельности оперативных подразделений по участию в осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в части уточнения их функций по реализации задач по предупреждению совершения такими лицами преступлений и других правонарушений, оказанию на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, полагаем необходимым внесение соответствующие изменений и дополнений[20] в соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие участие оперативных подразделений ОВД в осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Реализация таких предложений, по нашему мнению, повысит эффективность деятельности оперативных подразделений ОВД по осуществлению профилактической работы с лицами, состоящими под административным надзором.

 

[1] В тесте статьи наряду со словосочетанием «лица, освобожденные из мест лишения свободы, находящиеся под административным надзором» как синонимичные понятия будут использоваться – «лица, состоящие под административным надзором», «поднадзорные лица».

[2] Всего под административным надзором по итогам 2022 года состоит 117994 лиц.

[3] Сведения ГИАЦ МВД России. URL: http: //csi/modules.php?name=ReglDocs&go= view&fid (дата обращения: 25.03.2023).

[4] Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ // КонсультантПлюс : сайт URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112702/ (дата обращения: 25.03.2023). Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

[5] В Законе об административном надзоре (ч. 2 ст. 3) преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего указываются в качестве оснований для установления административного надзора.

[6] Вместе с тем в законе в числе оснований также названы преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, независимо от их видов.

[7] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : Федеральный закон от 28 мая 2017 г. № 102-ФЗ // КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_217311/ (дата обращения: 18.01.2023); О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 252-ФЗ // КонсультантПлюс: сайт. URL:. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221234/ (дата обращения: 18.01.2023).

[8] В категорию лиц, в отношении которых административный надзор устанавливается независимо от наличия определенных оснований, были включены лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 4 ст.  150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), ст. ст. 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 УК РФ.

[9] В категорию лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, были включены лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие непогашенную либо неснятую судимость, за совершение двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ.

[10] Материалы расширенного заседания Коллегии МВД России по итогам 2022 года. // URL: https://мвд.рф/document/28589840 (дата обращения: 23.03.2023).

[11] Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года : Указ Президента России от 29 мая 2020 г. № 344 // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353838; Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента России от 23 ноября 2020 г. № 733 // КонсультантПлюс https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_368501/ (дата обращения: 18.01.2023).

[12] Приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СПС «КонсультантПлюс» (далее – Порядок осуществления административного надзора); приказ МВД России от 29 марта 2018 г. № 186 «Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению розыска лиц, в отношении которых установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления либо самовольно оставивших его» // Текст документа опубликован не был; приказ Минюста России и МВД России от 4 октября 2012 г. № 190/912 «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений».

[13] Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» // СПС «КонсультантПлюс».

[14] Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» // СПС «КонсультантПлюс».

[15] Приказ МВД России от 16 сентября 2013 г. № 714 «Об утверждении Типового положения о центре (группе) по противодействию экстремизму территориального органа МВД России на региональном уровне и примерной модели организационного построения центра по противодействию экстремизму территориального органа МВД России на региональном уровне» // Текст документа опубликован не был; приказ МВД России от 30 апреля 2016 г. № 219 «Об утверждении Типового положения о подразделении по контролю за оборотом наркотиков территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне» // СПС «КонсультантПлюс».

[16] В сравнении с другими подразделениями ОВД, уполномоченными на осуществление ОРД.

[17] Сведения ГИАЦ МВД России // URL: http: // csi/modules.php?name=ReglDocs&go =view&fid (дата обращения: 23.03.2023).

[18] С учетом ограниченного объема настоящей статьи предложения, расширяющие полномочия подразделений ППЭ и ПКОН по проведению профилактической работы с поднадзорными лицами, приводятся в тезисном виде без конкретизации.

[19] Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации : Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 // КонсультантПлюс : сайт. URLhttps://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209309/93e645a81fb382660d1b86474c4f3eb6b758e23f/ (дата обращения: 19.11.2022).

[20] Указанные предложения связаны только с полномочиями подразделений ППЭ и ПКОН.

 

Список литературы

1. Бохинская, Е. С., Козлов И. В. Обстоятельства, влияющие на осуществление оперативно-профилактического наблюдения за лицами, освобожденными из исправительных учреждений. // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23215078 (дата обращения: 19.03.2023).

2. Бабушкин, А. А. Теоретико-правовые основы оперативно-розыскного контроля органов внутренних дел за лицами, склонными к совершению преступлений: препринт. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2022.

Войти или Создать
* Забыли пароль?