from 01.01.2021 until now
Russian Federation
Economic crimes pose a serious threat to the security of the country's development. At present, when the long-established balance of both interstate and domestic economic relations has been violated, the implementation of illegal, criminal economic activity carries not only financial, but also moral damage to citizens, legal entities, and the state. In this regard, the detection of the type of crimes under consideration by operational units increases. One of the ways to identify such crimes is to obtain information from the communications of citizens, associations of citizens, legal entities, it is also possible to obtain similar information from persons assisting operational units. The authors draw attention to the receipt of such information outside of criminal procedural relations, and the corresponding opportunities that arise in this case.
economic crimes, operational investigative activities, operational units, operational investigative information
Введение
Вопросам противодействия экономическим преступлениям в разных сферах современного общества уделено внимание многими авторами [1; 2; 3; 4], но интерес к данной тематике не ослабевает, а меняющаяся вокруг нас реальность дает очередной повод вернуться к раскрытию новых граней предлагаемой темы.
Анализ официальной статистики о состоянии преступности с января по май 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года, предоставленной МВД России[1], позволяет сделать вывод, что число выявленных преступлений экономической направленности снизилось на 6,4 %, при этом совершенных в крупном и особо крупном размерах, а также причинивших крупный ущерб – возросло на 6,3 %, в том числе:
– легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного лицом в результате совершения им преступления, – на 3, 3 %;
– производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесение информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, – на 28 %;
– незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга – на 48,3 %;
– неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство – на 8,5 %.
Примечателен рост коррупционных преступлений на 18,4 %.
Кроме того, наблюдается снижение числа ряда преступлений в указанной сфере, совершенных в крупном и особо крупном размерах, а также причинивших крупный ущерб:
– нарушение авторских и смежных прав – на 28,5 %;
– незаконное предпринимательство – на 31,5 %;
– преступления, связанные с финансово-кредитной системой, – на 7,6 %, с операциями с недвижимостью – на 1,5 %.
Указанная информация о состоянии количественной категории выявленных преступлений дает возможность оценить эффективность функционирования правоохранительных органов. Анализируя приведенные выше данные статистической отчетности и наблюдая рост преступлений, ущерб и последствия от которых являются значительными, сложно определить, на основании каких данных были выявлены эти преступления, т. к. для оценки эффективности оперативных подразделений, осуществляющих борьбу с экономическими преступлениями, необходимо понимать, из каких источников были получены сведения, послужившие основанием проведения проверки, по результатам которой было возбуждено то или иное уголовное дело. В случае формирования материала проверки оперативным подразделением на основании пп. 2 п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 августа
Основная часть
Одним из направлений деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел (ОВД) является выявление фактов преступной деятельности, в том числе и в сфере экономики.
Экономические преступления обладают рядом признаков:
а) высокая латентность;
б) направленность преступных сил на получение максимальной прибыли от совершения преступления;
в) совершение преступлений, как правило, в крупных и особо крупных размерах;
г) многообразие способов совершения преступлений, и одновременно действия, скрывающие его совершение, т. е. попытки представить ситуацию якобы отвечающей законодательным требованиям, и введение таким образом в заблуждение правоохранительных и контролирующих органов.
К источникам получения оперативной информации о подготавливаемых, совершающихся или совершенных преступлениях (в том числе экономических) следует отнести следующие:
- Официально поступившее в органы внутренних дел обращение от потерпевшего лица, его близких, юридических лиц о факте совершения преступления. Считаем, что здесь же следует учесть информацию, полученную от государственных органов, которые вследствие исполнениях своих функций имеют сведения о возможном совершении экономических преступлений. К таким относятся материалы из подразделений Федеральной службы по финансовым рынкам; материалы из подразделений Федеральной налоговой службы; материалы из подразделений Центрального банка Российской Федерации; материалы из подразделений Федеральной службы по финансовому мониторингу и пр. [6, с. 12].
- Информация, полученная от лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе.
- Информация, полученная оперативными подразделениями в рамках осуществления своих служебных полномочий, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) по расследуемым уголовным делам, в ходе совместных проверочных действий с иными контролирующими органами.
По нашему мнению, данный список следует дополнить таким способом выявления оперативной информации, как получаемой посредством анализа и мониторинга средств массовой информации и социальных сетей.
Таким образом, имеется 4 способа выявления информации гласными способами.
Следует отметить, что в данной работе мы не относим к источникам информацию, полученную в рамках сообщения о совершенном
преступлении (регламентируется ст.ст. 144–145 УПК РФ[3]), т. к. такая проверка осуществляется в большей степени на платформе уголовного-процессуального права, а не оперативно-розыскной деятельности.
Статья 7 ФЗ «Об ОРД» определяет вышеуказанные сведения как основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий и начала осуществления комплекса ОРМ в целях проверки полученной информации и документирования преступных действий. Наличие таких оснований позволяет оперативным подразделениям использовать гласные и негласные методы для проверки появившейся информации.
После получения сведений о преступлении оперативным подразделениям необходимо принять меры с целью выяснения достоверности, определения характера, степени общественной опасности и квалификации содеянного, а также необходимо спланировать дальнейшие оперативно-розыскные мероприятия.
Деятельность подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции с целью обнаружения признаков наличия составов экономических преступлений должна включать в себя:
– Обеспечение комплексного подхода к использованию сил и средств не только правоохранительных органов, но и иных учреждений и организаций, призванных участвовать в борьбе с преступностью.
– Использование всех правовых мер, которые предусмотрены законодательством, в целях получения необходимой информации.
– Применение разнообразных тактических приемов проведения оперативно-розыскных мероприятий для выявления и документирования фактов преступной деятельности.
– Документальное оформление, проверка и принятие решений по полученным в ходе оперативно-розыскной деятельности данным.
Способ получения информации о экономическом преступлении, указанный в первом пункте, несмотря на высокую латентность данного вида противоправных деяний, на практике является наиболее частым. На фоне распространения в средствах массовой информации сообщений о частом совершении указанного вида преступления пострадавшие граждане чаще обращаются в правоохранительные органы для защиты своих интересов. Представляется, что эффективность в данном случае напрямую зависит от качества работы оперативных подразделений.
Характеризуя такой способ получения информации как официальное обращение, следует отметить, что он основывается на Приказе МВД России от 12.09.2013 г. № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации»[4] и имеет положительные предпосылки для осуществления последующей оперативно-розыскной деятельности. Прежде всего это обусловлено следующими факторами:
1. Наличие официального обращения обезопасит дальнейшую деятельность оперативных органов при проведении ими оперативно-розыскных мероприятий. Например, при документировании оперативного эксперимента исключается такой факт, как провокация, так как в заявлении будет иметься информация о том, что у подозреваемого лица, например был умысел на дачу взятки.
2. Обращение после получения подтверждающих сведений будет являться поводом для вынесения рапорта об обнаружении признаков преступления и, соответственно, возбуждения уголовного дела. В случае возбуждения уголовного дела процесс документирования преступной деятельности лиц может осуществляться не только посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, результаты которых «напрямую» доказательствами не являются, но и с помощью комплекса следственных действий – тем самым будет оптимизироваться процесс доказывания.
Рассматривая средства массовой информации как источник оперативной информации, сотрудники оперативных подразделений чаще всего обнаруживают наличие признаков преступлений в финансово-кредитных, банковских системах, на потребительском рынке, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в отраслях здравоохранения, образования и т. п. Для дальнейшей проверки поступившей информации оперативные работники проводят различные комплексы оперативно-розыскных мероприятий, при этом организуя взаимодействие как с другими оперативными подразделениями, так и с лицами, оказывающими содействие оперативным сотрудникам.
Из всех механизмов получения информации о преступлениях в сфере экономики особое значение имеют оперативно-розыскные мероприятия, проводимые по уже возбужденным уголовным делам. Так, информация может поступать от подозреваемых лиц, в отношении которых возбуждено уголовное дело, а также в ходе производства следственных действий, когда обнаруживаются какие-либо следы, факты, признаки преступления, содержащие в себе достаточные основания как для проведения проверки в рамках ФЗ «Об ОРД», так и для возбуждения другого уголовного дела.
Оперативные работники после получения информации о возможном совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении проводят проверку, и в случае ее подтверждения их деятельность должна быть нацелена на закрепление следов данного преступления с целью возможного использования их в дальнейшем в качестве доказательств.
Раскрывая вопрос о способах получения информации, нельзя не обратиться к понятию основного механизма – оперативно-розыскных мероприятий. О. А. Вагин определяет оперативно-розыскные мероприятия как «закрепленные в ФЗ «Об ОРД» действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач оперативно-розыскной деятельности [7, с. 231]. Однако, по нашему мнению, данное определение не в полной мере отражает весь спектр мероприятий и субъектов ОРМ, и более предпочтительно следующее определение С. И. Захарцева, который под оперативно-розыскным мероприятием понимает «составную часть оперативно-розыскной деятельности, сведения об организации и тактике которой составляют государственную тайну, представляющую собой совокупность действий специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц, осуществляемых с соблюдением регламентированных законом оснований и условий, отвечающую нормам морали и нравственности и непосредственно направленную на достижение целей и разрешение задач оперативно-розыскной деятельности» [8, с. 92].
Законодатель закрепил исчерпывающий перечень мероприятий, которые созданы для решения задач, поставленных перед сотрудниками, занимающимися соответствующей деятельностью. В соответствии с ФЗ «Об ОРД», к ним относятся:
– опрос;
– наведение справок;
– сбор образцов для сравнительного исследования;
– проверочная закупка;
– исследование предметов и документов;
– наблюдение;
– отождествление личности;
– обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
– контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
– прослушивание телефонных переговоров;
– снятие информации с технических каналов связи;
– оперативное внедрение;
– контролируемая поставка;
– оперативный эксперимент;
– получение компьютерной информации.
Внести изменения или дополнения в данный перечень возможно только принятием на федеральном уровне соответствующего закона. При осуществлении ОРД практикуется использование комплекса мероприятий. Понимается, что особое место среди всего перечня ОРМ занимают те мероприятия, полученная в результате проведения которых информация способствует раскрытию и дальнейшему расследованию преступлений. Так, опрос сотрудников оперативных подразделений по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями УМВД России по г. Чита и МУ МВД России «Иркутское» показал, что наиболее результативными в части получения информации о преступной деятельности являются такие ОРМ:
1) проверочная закупка – 19 (79 %);
2) прослушивание телефонных переговоров – 10 (42 %);
3) оперативный эксперимент – 11 (45 %).
Также мы провели анкетирование и установили, что наиболее распространенным из всех указанных способов обнаружения признаков экономических составов преступлений является получение информации от граждан, оказывающих содействие оперативным сотрудникам по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями.
Выводы и заключение
Таким образом, из всех рассмотренных нами способов получения информации наиболее эффективным, по мнению практических работников, считается получение информации от лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе. Это, по нашему мнению, связано с отсутствием определенных условностей при осуществлении проверок негласно полученной информации, т. е. в более свободной форме, чем в рамках исполнения функций органа дознания или следствия. Также следует отметить, что практические работники отмечают особую эффективность оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в негласной форме. Это объясняется тем, что при проведении таких ОРМ объект не знает о происходящем мероприятии и в связи с этим не пытается утаить имеющуюся у него информацию, которая в последующем будет являться значимой для дальнейшего раскрытия преступления.
[1] Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь – июнь 2023 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https://мвд.рф/reports/item/40116049/ (дата обращения: 10.08.2023). Режим доступа: свободный.
[2] Об оперативно-розыскной деятельности : Федер. закон. № 144-ФЗ : послед. ред. : принят Гос. Думой 05 июля 1995 года // Гарант : сайт. URL: https://base.garant.ru/10104229/?ysclid=l5syvm87ij100889533 (дата обращения: 02.07.2023). Режим доступа: свободный.
[3] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : УПК : послед. ред. : принят Гос. Думой 22 ноября 2001 года : одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года // КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/?ysclid=llkf67ob3e689253480 (дата обращения: 12.08.2023). Режим доступа: свободный.
[4] Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации : Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 сентября
1. Larichev, V. D. Prestupnost' v sfere ekonomiki (teoreticheskie voprosy ekonomicheskoj prestupnosti) [Crime in the sphere of economics (theoretical issues of economic crime) : monograph]. Moscow : Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2003, 130 p. (in Russian).
2. Nikonov, P. V. Komparativistskoe issledovanie otvetstvennosti za korrupcionnye prestupleniya, svyazannye s dachej i polucheniem vzyatki i inymi vidami nezakonnogo voznagrazhdeniya [Comparative study of responsibility for corruption crimes related to giving and receiving bribes and other types of illegal remuneration]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii - Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Irkutsk, 2023, no. 2(105), pp. 216-230. (in Russian).
3. Rezvykh, R. S. Planirovanie i organizaciya rassledovaniya moshennichestv v sfere zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva [Planning and organization of fraud investigation in the sphere of housing and communal services]. Kriminalistika: vchera, segodnya, zavtra - Criminalistics: yesterday, today, tomorrow. Irkutsk, 2022, no. 2 (22), pp. 138-148. (in Russian).
4. Ivlieva, N. V. Aspekty obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti organami vnutrennih del v sfere dobychi i transportirovki gaza [Aspects of ensuring economic security by internal affairs bodies in the field of gas production and transportation]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii - Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Irkutsk, 2022, no. 4(103), pp. 158-165. (in Russian).
5. Goryainov K.K., Ovchinsky V.S.,. Sinilova G.K Teoriya operativno-rozysknoj deyatel'nosti [Theory of operational investigative activity]. Moscow, 2006, 832 p. (in Russian).
6. Alferov, V.Y., Barbakadze, E. T., Bogomolova, K. I. Rassledovanie prestuplenij v sfere ekonomiki [Investigation of crimes in the sphere of economics]. Saratov, 2018, 311 p. (in Russian).
7. Goryainov K. K., Ovchinsky V. S., Sinilov G. K. Teoriya operativno-rozysknoj deyatel'nosti [Theory of operational investigative activity]. M., 2014, 712 p. (in Russian).
8. Zakhartsev, S. I. Teoriya i pravovaya reglamentaciya operativno-rozysknogo meropriyatiya : dis. ... d-ra yurid. nauk [Theory and legal regulation of operational investigative measures: dis. ... Dr. yurid. Sciences (Ph.D.)]. St. Petersburg, 2004, 397 p. (in Russian).