EXTRADITION OF PERSONS FOR CRIMINAL PROSECUTION OR EXECUTION OF A SENTENCE, TAKING INTO ACCOUNT THEIR NATIONALITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Introduction. The principle of nationality is of utmost importance when deciding on the extradition of persons for criminal prosecution or for the execution of a sentence. In international practice, taking into account a person’s citizenship upon extradition is considered in different ways. In some countries, the extradition of their own citizens is not allowed, in others there are no special obstacles to this. In the theory of Russian criminal proceedings, the question of the possibility of extraditing one’s own citizens is debatable. Materials and methods. The regulatory framework consists of international documents, the Constitution of the Russian Federation, the Criminal Code of the Russian Federation, and the Criminal Procedure Code of the Russian Federation. The methodological basis is historical, formal legal methods, as well as general scientific methods of analysis, synthesis, and comparison. Research results. It is proposed in the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation to resolve the issue of extradition for criminal prosecution or execution of a sentence of a Russian citizen with dual citizenship in favor of the state of which he considers himself a citizen, subject to the existence of a corresponding international treaty of the Russian Federation with a foreign state. Conclusions and conclusions. The principle of citizenship means the legal connection between an individual and the state and determines the non-extradition of Russian citizens, enshrined in the Constitution of the Russian Federation. In turn, the non-extradition of Russian citizens to foreign states is the most important provision ensuring the protection of the constitutional rights and freedoms of citizens.

Keywords:
Extradition, citizenship, dual citizenship, stateless persons, statelessness, stateless per-sons, bipatrides, polypatrides
Text
Text (PDF): Read Download

В основе выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора лежат несколько принципиальных положений, одним из которых является принцип гражданства. В юридической литературе иногда он называется национальным или персональным принципом. Его сущность заключается в том, что государство имеет высшую юрисдикцию над своими гражданами и, соответственно, признании за его правоохранительными и судебными органами права привлекать к уголовной ответственности своих граждан, совершивших преступление за границей, и их невыдачу иностранному государству. Гражданство означает правовую связь между отдельным лицом и государством без указания этнического происхождения этого лица. Именно из принципа гражданства вытекает положение о невыдаче собственных граждан, принятого во многих странах.

В большинстве современных международных актов установлено положение, согласно которому собственные граждане не выдаются по требованию государства, на территории которого ими было совершено преступление. Так, например, в соответствии с пунктом «а» статьи 4 Типового договора ООН о выдаче от 14 декабря 1990 г.[1], в выдаче может быть отказано, «если лицо, в отношении которого поступает просьба о выдаче является гражданином Запрашиваемого государства». Аналогичное положение установлено и в Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (Минская конвенция)[2], пункт 1 «а» которой предусматривает, что выдача не производится, если лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой договаривающейся стороны. Принцип гражданства закреплен и во множестве двусторонних договоров между государствами.

Вместе с тем, положения международных актов о запрете выдачи своих граждан не исключают осуществление уголовного преследования против них по просьбе иностранного государства в случае совершения ими преступлений международного характера или общеуголовного преступления на территории запрашивающего государства.

Так, при совершении гражданином России во время его нахождения в другом государстве деяния, предусмотренного уголовным законом этого государства, Российская Федерация его не выдает, а сама осуществляет уголовное преследование в отношении этого лица при наличии к тому оснований, в том числе и по запросу иностранного государства об осуществлении уголовного преследования. Так, согласно части 2 статьи 459 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации[3] (далее – УПК РФ) в случае совершения на территории иностранного государства преступления лицом, имеющим российское гражданство, возвратившимся в Россию до возбуждения в отношении него уголовного преследования по месту совершения преступления, уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации[4] (далее – УК РФ), может быть возбуждено и расследовано по материалам, предоставленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации, в соответствии с УПК РФ.

В международной правовой доктрине устоялось мнение о невыдаче собственных граждан вне зависимости от цели и времени получения гражданства, главным считается его наличие на момент получения запроса о выдаче данного лица. Вместе с тем в международной практике отсутствует единый общепринятый подход к выдаче собственных граждан. Не выдают своих граждан Великобритания, Израиль, Китай, Беларусия, Российская Федерация, США, Швеция и др. В большей степени положение о невыдаче собственных граждан присущ странам континентальной системы.

В законодательстве некоторых стран принцип невыдачи своих граждан не носит императивный характер. Выдачу собственных граждан допускают такие страны, как: Албания, Аргентина, Италия, Испания, Япония и др. [1, с. 31].

К вопросу о выдаче (невыдаче) собственных граждан в юриспруденции различные авторы относятся по-разному. Дискуссия по данному вопросу возникла еще в XIX в. в дореволюционной русской юридической науке. Так, Г. Л. Вербловский считал, что выдачей собственных подданных государство «наносило бы оскорбление своему величию, достоинству и суверенитету, что означало бы отказать своим подданным в опеке и покровительстве и поручить их судьбу чужеземному государству» [2, с. 5].

Напротив, Ф. Ф. Мартенс полагал, что выдача собственных граждан целесообразна и желательна, по его мнению, данный вопрос не получил должного положительного разрешения только потому, что «большинство государств преклоняется перед началом невыдачи …. в пользу распространения  выдачи собственных граждан можно привести вполне юридические и практические соображения, что такая выдача одинаково удовлетворяет и интересам правосудия и, в особенности, интересам подсудимого, потому что никакой другой суд, кроме места совершения преступления, не обеспечивает в надлежащей мере всех средств и способов как к уличению действительно виновного, так и к оправданию невинного лица» [3, с. 397]. Разделял это мнение и П. Казанский, отметив, что дальнейшее сближение государств должно привести к исключению невыдачи собственных граждан из экстрадиционной практики [4, с. 123]. В определенной мере поддерживал эту позицию
Н. С. Таганцев, считая, что выдача собственных подданных может быть признана не безусловной, а условной обязанностью государства [5, с. 324].

В развитие сложившейся в прошлые времена позиции о возможности выдачи собственных граждан иностранному государству современный автор В. С. Выскуб полагает, что интересы борьбы с преступностью обусловливают появление новых подходов в отношении принципа невыдачи собственных граждан «в сторону сужения ограничений выдачи». С его точки зрения, необходимо в законе определить возможность выдачи собственных граждан с условием, что назначенное наказание гражданин будет отбывать на территории государства своего гражданства, а факт получения гражданства после совершения преступления, за совершение которого запрашивается выдача, не должен служить основанием для отказа в ней [6, с. 26].

После распада СССР принятый 28 ноября 1991 г. Закон РСФСР № 1948-1 «О гражданстве РСФСР»[5], запрещая выдачу российских граждан иностранному государству, одновременно допускал ее в порядке исключения: если таковые были установлены законом или международным договором (часть 3 статьи 1). Впоследствии эти исключения были упразднены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской
Федерации»[6] (далее – ФЗ от 31 мая 2002 г.), который регулирует вопросы гражданства и в настоящее время.

В соответствии со статьей 3 ФЗ от 31 мая 2002 г. гражданство Российской Федерации – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданами России признаются лица, имеющие гражданство России на день вступления в силу данного федерального закона (пункт «а» статьи 5), а именно – на 6 февраля 2002 г.[7], а также лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим законом (пункт «б» статьи 5).

Согласно части 1 статьи 6 Конституции Российской Федерации[8] гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

Документами, подтверждающими гражданство России, являются паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица (военный билет военнослужащего).

В связи с проводимой специальной военной операцией Указом Президента
Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 690[9] упрощен порядок приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, заключивших контракты о прохождении военной службы, срок оформления гражданства в этих случаях установлен в 30 суток (в отличие от общего срока до одного года).  

Гражданство Российской Федерации сохраняется при выезде лица за границу и не прерывается независимо от срока пребывания за рубежом. Проживание гражданина России за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства. Гражданин
Российской Федерации, отбывающий наказание по приговору суда в виде лишения свободы (в том числе и пожизненного), остается гражданином России.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам России защиту и покровительство за ее пределами. В соответствии с частью 1 статьи 61 Конституции Российской Федерации и частью 5 статьи 4 ФЗ от 31 мая 2002 г. гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы России или выдан другому государству. Установленный запрет относится к нормам, обеспечивающим защиту конституционных прав и свобод гражданина Российской Федерации. Данное положение закреплено и в отраслевом законодательстве. Так, часть 1 статьи 13 УК РФ устанавливает: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству». Согласно пункту 1 части 1 статьи 464 УПК РФ, если лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином
Российской Федерации, то его выдача не допускается. 

В юридической литературе законодательный запрет на выдачу российских граждан рассматривается в качестве «средства защиты российских граждан от необоснованного уголовного преследования» [7, с. 477], считается, что он устанавливался в интересах «предупреждения практики одностороннего разрыва государством правовой связи со своими гражданами», направлен на «обеспечение права на гражданство, сохранение государственной защиты и покровительства своих граждан (даже в случае совершения ими преступления или приобретения ими гражданства другого государства)» [8, с. 22]; является «своеобразным подкреплением принципа гражданства, условием его реализации» [9, с. 85].

Некоторыми авторами высказано сожаление относительно того, что в российских нормативных актах отсутствует термин «подданные», считая это «пробелом закона» [10,
с. 59]. Если обратиться к словарю русского языка, то данный термин в нем объясняется как «лицо, подчиненное верховной власти монарха», с оговоркой на его устаревший характер [11, с. 534]. Хотя термины «подданство», «подданные» употребляются в законодательстве некоторых стран, все они относятся к монархическим (Великобритания, Монако, Япония). Российская Федерация таковым не является, поэтому и нет оснований включать термин «подданные» в соответствующие российские законы.

Применительно к рассматриваемой проблеме возникает такой вопрос: может ли лицо для того, чтобы добиться своей выдачи другому государству, заявить о своем выходе из гражданства Российской Федерации?

Часть 1 статьи 15 Всеобщей декларации прав человека[10], провозглашая право каждого человека на гражданство, одновременно устанавливает, что «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство». Аналогично часть 3 статьи 6 Конституции России предусматривает, что «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

Статья 20 ФЗ от 31 мая 2002 г. допускает выход гражданина России из гражданства Российской Федерации, но ограничивает его возможность следующими условиями: если гражданин Российской Федерации имеет не выполненное перед Россией обязательство, установленное федеральным законом (пункт «а»); привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу  и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда (пункт «б»); не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (пункт «в»).

Предусмотренные статьей 20 ФЗ от 31 мая 2002 г. ограничения, на первый взгляд, как будто противоречат части 3 статьи 6 Конституции России, которая, устанавливая, что гражданин РФ не может быть лишен права изменить свое гражданство, сформулирована императивно, без каких-либо оговорок, и не содержит указания на возможность ее ограничения, в том числе и в форме временного лишения права изменить гражданство до наступления определенных юридических фактов. Статья 20 ФЗ от 31 мая 2002 г. конкретизирует положения части 3 статьи 6 Конституции России, указанные в ней ограничения, вполне логичны и разумны, после разрешения перечисленных в ней вопросов, гражданин может реализовать свое намерение прекратить гражданство России.

В литературе вопрос о праве выхода гражданина из гражданства Российской
Федерации рассматривается по-разному. Некоторые авторы полагают, что Конституция
Российской Федерации обеспечивает полную свободу лица в решении вопроса собственного гражданства, при которой оно может в том числе стать или остаться лицом без гражданства [12, с. 92].          

Другие авторы исходят из того, что прекращение гражданства Российской
Федерации должно быть обусловлено наличием гражданства иностранного государства или подтверждением его приобретения [13, с. 11].

Представляется, что в данном вопросе следует ориентироваться на положения статьи 6 Конституции Российской Федерации, исходящей из свободного волеизъявления гражданина о прекращении гражданства Российской Федерации, но и с учетом положений статьи 20 ФЗ от 31 мая 2002.

29 июля 2017 г. Федеральным законом № 243-ФЗ[11] были внесены изменения и дополнения в порядок отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации. Так, в часть 1 статьи 22 ФЗ от 31 мая 2002 г. внесена поправка, в соответствии с которой если при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации целью приобретения гражданства являлось осуществление деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, решение о приобретении гражданства подлежит отмене.

В настоящее время в обществе и в СМИ в связи с проведением различных антироссийских акций (в том числе оказания содействия террористическим организациям) некоторыми гражданами Российской Федерации, выехавшими за рубеж по причине несогласия с проводимой специальной военной операцией, активно обсуждается проблема лишения их российского гражданства.

Предложение о лишении гражданства российских граждан, уезжающих за рубеж для участия в террористической деятельности, высказывалось и ранее. Так, в Государственную Думу Российской Федерации Народным собранием Республики Дагестан в декабре 2015 г. был внесен законопроект № 945490-6[12], в котором предлагалось лишать гражданства лиц, которые выехали за пределы России для участия в террористической деятельности, либо участвующих или участвовавших в совершении в ходе международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтов действий, направленных против российского контингента миротворческих сил или препятствующих исполнению им миротворческих функций или направленных против Вооруженных Сил России, в совершении террористических актов, осуществлении экстремистских действий или подготовке таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами Российской Федерации в отношении граждан России, представительств Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, представительств субъектов Российской
Федерации и их сотрудников. Проект был отклонен[13], одной из причин отклонения было его противоречие статье 6 Конституции Российской Федерации, не допускающей лишение гражданства Российской Федерации.        

Для лишения гражданства гражданина Российской Федерации необходимо изменить законодательную основу для данной процедуры, и, прежде всего, часть 3 статьи 6
Конституции РФ, которая включена в главу 1, порядок же внесения изменений в данную главу является очень непростым, сложным. Согласно части 2 статьи 135 Конституции Российской Федерации если предложение о пересмотре положений главы 1 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то только при этом условии созывается Конституционное Собрание в соответствии с федеральным конституционным законом. Поэтому, представляется, что в ближайшее время пересмотр положений части 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации весьма затруднителен, да и целесообразен ли. В современном законодательном арсенале средств для привлечения к ответственности лиц, ведущих антироссийскую деятельность, оказывающих помощь террористическим организациям, вполне достаточно – множество статей УК РФ.

Небезынтересно отметить, что в современном мире, в том числе и в нашей стране, проживает определенное количество лиц, вообще не имеющих гражданства какого-либо государства, они называются апатридами[14]. В соответствии со статьей 1 Конвенции ООН
о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г.[15] под апатридами понимаются лица, которые не рассматриваются гражданином какого-либо государства в силу его закона. По определению ООН, апатрид – это человек, которого ни одна страна, согласно действующему в ней законодательству, не считает своим гражданином. Вместе с тем международная практика стремится к сокращению количества лиц без гражданства. Согласно статье 1 Конвенции ООН
о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г.[16] Договаривающееся государство предоставляет свое гражданство любому рожденному на его территории лица, которое иначе стало бы апатридом. Такое гражданство предоставляется: а) при рождении, в силу закона или б) по возбуждении перед надлежащим органом власти ходатайства лицом или от его имени в порядке, установленном национальным законом. Одновременно данная Конвенция ООН рекомендует государствам, ее подписавшим и ратифицировавшим, по возможности избегать состояния безгражданства.

По российскому закону лицо без гражданства – это лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства (статья 3 ФЗ от 31 мая 2002). Россия поощряет приобретение гражданства Российской
Федерации лицами без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации (часть 6 статьи 4 ФЗ от 31 мая 2002 г.). Вопрос о выдаче лиц без гражданства решается достаточно просто. Апатриды выдаются по запросам иностранных государств так же, как и любые иностранные граждане.

Наибольшее число вопросов вызывает проблема множественного гражданства (т. е. одновременного наличия у одного и того же лица двух и более гражданств). Лица, имеющие двойное гражданство, называются бипатридами (биполидами)[17], а лица, имеющие гражданство нескольких государств, – полипатридами[18].

Согласно части 1 статьи 62 Конституции Российской Федерации гражданин
России может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.  Статья 6 ФЗ от 31 мая 2002 г. под двойным гражданством понимает наличие у гражданина Российской Федерации помимо российского гражданства (подданства) иностранного государства. Гражданин РФ, одновременно имеющий иное гражданство, рассматривается
Россией как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральным законом (часть 1 статьи 6 ФЗ от 31 мая 2002 г.). Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации (часть 2 статьи 6 ФЗ от 31 мая 2002 г.).

Наибольшее число вопросов возникает при получении запросов о выдаче в отношении лиц, являющихся гражданами нескольких государств. Как правило, при решении вопроса об экстрадиции бипатридов и полипатридов государства исходят прежде всего очередь из наличия у них «своего» гражданства. Вместе с тем многогражданство не стало общепринятой нормой в международной законодательной и договорной практике, поскольку государства не стремятся усложнять ситуацию в этой сфере, что обусловлено «в большей степени желанием минимизировать затраты на защиту государственных интересов от лиц, имеющих двойную лояльность» [15, с. 29].

Ни один из двух российских законов о гражданстве (как прежний, так и ныне действующий) не устанавливает особых ограничений, препятствующих приобретению двойного гражданства. Единственное ограничение было установлено пунктом «г» части 1 статьи 13 ФЗ от 31 мая 2002 г., согласно которому одним из условий приема в российское гражданство иностранного гражданина являлось обращение заявителя в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства.
Но Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. № 134-ФЗ[19] оно было упразднено.

На данный момент в России нет закона, регулирующего порядок и условия приобретения российскими гражданами гражданства иностранных государств. В соответствии с
 Законом от 31 мая 2002 г. Российская Федерация признает двойное гражданство только с теми государствами, которые подписали договоры или соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства (такие договоры заключены с Республикой Туркменистан (1993 г.) и Республикой Таджикистан (1995 г.).

Исходя из содержания конституционных, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм, регулирующих вопросы выдачи, следует вывод о том, что выдача российского гражданина, имеющего одновременно гражданство другого государства, не может быть осуществлена, если само это лицо против выдачи возражает. Наличие у гражданина, имеющего одновременно гражданство Российской Федерации и гражданство иностранного государства, является гарантией его невыдачи. Вместе с тем, гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, может искать убежище (в том числе и политическое) во втором государстве, гражданином которого он также является.

К сожалению, в российском законодательстве вопрос о выдаче лиц с двойным гражданством не получил четкого разрешения. Возникает вопрос, возможна ли выдача собственных граждан-бипатридов в государство их второго гражданства?

В этой связи рассмотрим такой пример: лицо, являясь одновременно гражданином России и гражданином иностранного государства, и, совершив преступление за границей, вернулось в Российскую Федерацию. В соответствии с частью 1 статьи 61 Конституции Российской Федерации оно не будет выдано иностранному государству. Вместе с тем государство его второго гражданства имеет право на запрос об его экстрадировании на свою территорию.

Подобная ситуация может иметь место и в том случае, когда гражданин
Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, совершил преступление в
России и скрылся в иностранном государстве, гражданином которого он также является. Иностранное государство в этом случае имеет все основания не выдавать его.

Необходимо в законе предусмотреть возможность и условия выдачи лица, имеющего два и более гражданства (при наличии у него одного из них российского), для отграничения этих ситуаций от абсолютного запрета на выдачу собственных граждан (не имеющих иного гражданства).

При решении вопроса о выдаче лица с двойным и более гражданством следует исходить из общепризнанной нормы, согласно которой лицо, имеющее гражданство нескольких государств, может рассматриваться каждым из государств, гражданством которого оно обладает, в качестве своего гражданина. Данный вопрос должен решаться в зависимости от внутригосударственного подхода к выдаче собственных граждан. Как правило, каждое государство, выступающее в качестве запрашиваемого, рассматривает наличие своего гражданства приоритетным.

С точки зрения Т. В. Решетневой, «для полипатризма de jure все гражданства лица имеют равное значение и ни одна из заинтересованных сторон (государств) не может рассчитывать на удовлетворение своей претензии, основанной на гражданстве такого лица, обращенной к другой стороне (следовательно, запрос об экстрадиции отклоняется) …  de facto государство последующего гражданства должно удовлетворить просьбу государства первоначального гражданства, но при условии отсутствия обстоятельств, препятствующих выдаче» [16, с. 7].

Думается, что более верное решение таких ситуаций предлагает Е. В. Быкова: лицо, имеющее двойное гражданство, следует передавать в то государство, гражданином которого оно себя считает или на территории которого оно постоянно проживает [17, с. 19]. Представляется, что граждане России, имеющие два и более гражданства, совершившие преступления вне пределов России и находящиеся на территории РФ, могут быть выданы иностранному государству, на территории которого они постоянно проживают и гражданами которого они являются, с их согласия, но при наличии соответствующего международного договора Российской Федерации с этим государством]. Такой вариант решения проблемы выдачи лиц с множественным гражданством представляется наиболее оптимальным. Но данное положение должно найти закрепление в УПК РФ.

 

[1] Типовой договор ООН о выдаче: принят Резолюцией 45/116 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 2016. – С. 408–419.

[2] Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: принята государствами – членами СНГ 22 января 1993 г. Подписана в г. Минске.  Ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 4 августа 1994 г. № 16-ФЗ «О ратификации Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 15. Ст. 1684.

[3] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (Ч. I). Ст. 4921.

[4] Уголовный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ //
Собрание законодательства Российской Федерации. –1996. № 25. Ст. 2954.

[5] О гражданстве РСФСР: Закон РСФСР от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 6. Ст. 243.

[6] О гражданстве Российской Федерации: Федер. закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 22. Ст. 2031.

[7] Поскольку Закон «О гражданстве Российской Федерации» вступил в силу с момента его опубликования, а опубликован он был в «Российской газете» 6 февраля 2002 г.

[8] Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) (В редакции указов Президента Российской Федерации от 09.01.1996 № 20, от 10.02.1996 № 173, от 09.06.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841; федеральных конституционных законов от 25.03.2004 № 1-ФКЗ, от 14.10.2005 № 6-ФКЗ, от 12.07.2006 № 2-ФКЗ, от 30.12.2006 № 6-ФКЗ, от 21.07.2007 № 5-ФКЗ; законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ; Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ; Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014 № 11-ФКЗ; Указа Президента Российской Федерации от 27.03.2019 № 130; Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ; федеральных конституционных законов от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.10.2022).

[9] О приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке иностранных граждан и лиц без гражданства, заключивших контракты о прохождении военной службы : Указ Президента России от 30 сентября 2022 г. № 690 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 40. Ст. 6789.

[10] Всеобщая декларация прав человека : принята Резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // Международные акты по правам человека : сборник документов / сост.
В. А. Карташкин, Е. А. Лукашевич. М., 2002. С. 38–42.

[11] О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» : федер. закон от 29 июля 2017 г. № 243-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2017. – № 31. – Ст. 4792.

[12] О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации (в части введения процедуры лишения гражданства отдельных категорий граждан Российской Федерации)»: проект федер. закона № 945490-6 //sozd.duma.gov.ru/bill/945490-6

[13] Проект отклонен Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 апреля 2016 г. № 8687-6 «О проекте федерального закона № 945490-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации (в части введения процедуры лишения гражданства отдельных категорий граждан Российской Федерации)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 17. Ст. 2330.

[14] Апатрид (аполид) (в пер. с греч. буквально означает – «отсутствует родина») [14, c. 56], 1994. С. 56. В современном мире насчитывается от 12 до 15 млн. лиц без гражданства (например, это граждане бывшего СССР, оказавшиеся после развала СССР в странах Прибалтики) // URL:http://golosameriki.com/a/a-33-a-2005-02-17-2-1/657567.httm. На территории РФ в 2018 г. проживало 100 тыс. лиц без гражданства, как правило, это бывшие советские граждане, не получившие в силу разных причин российский паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (URL:http://Iv.sputnicnews.ru>20190627/Reuters).

[15] Конвенция о статусе апатридов : принята полномочными представителями  государств-членов ООН 28 сентября 1954 г. // URL:http://un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/apatride.shtml.

[16] Конвенция о сокращении безгражданства : принята 30 августа 1961  г. во исполнение Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 896 (IX) от 4 декабря 1954 г. // URL:http://un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/statelessness.shtml.

[17] Бипатриды (биполиды) (в пер. с греч. буквально – «две родины») – лица, состоящие одновременно в гражданстве двух государств [14, с. 99].

[18] Полипатриды (в пер. с греч. буквально – «много родин») – лица, состоящие одновременно в гражданстве двух и более государств [14, с. 477].

[19] О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: федер. закон от 24 апреля 2020 г. № 134-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 17. Ст. 2712.

References

1. Popadenko, E. Vydacha lic v mezhdunarodnom ugolovnom prave [Extradition of persons in international criminal law]. Ugolovnoe pravo - Criminal law. 2013, no. 1, pp. 60-65.

2. Verblovsky, G. L. O vzaimnoj vydache prestupnikov i dezertirov [On mutual extradition of criminals and deserters]. Juridicheskij Vestnik - Legal Vestnik. 1868, Book six, pp. 3-50

3. Martens, F. F. Sovremennoe mezhdunarodnoe pravo civilizovannyh narodov [Modern inter-national law of civilized peoples]. St. Petersburg: Printing House of the Ministry of Railways (A. Benke), 1883, in 2 vols. Vol. 2, 586 p.

4. Kazansky, P. E. Vvedenie v kurs mezhdunarodnogo prava [Introduction to the course of in-ternational law]. Odessa: Economic Printing and Lithography, 1901, 386 p.

5. Tagantsev, N. S. Lekcii po russkomu ugolovnomu pravu [Lectures on Russian criminal law]. St. Petersburg : State Printing House, 1887, 478 p.

6. Vyskub, V. S. Konstitucija Rossijskoj Federacii v svete problem jekstradicii [The Constitu-tion of the Russian Federation in the light of the problems of extradition]. Konstitucionnoe i munici-pal'noe pravo - Constitutional and Municipal Law. 2014, no. 8, pp. 23-26.

7. Fighters, A. I. Vydacha prestupnikov [Extradition of criminals]. St. Petersburg : Law Center Press, 2004, 795 p.

8. Arzamassev M. V. Dopustimost' lishenija grazhdanstva i jekstradicija polipatrida, sover-shivshego prestuplenie [Permissibility of deprivation of citizenship and extradition of a polypatrid who committed a crime]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo unstituta. Serija 14. Pravo - Vestnik of the St. Petersburg University. - Series 14. Pravo. 2016, Issue 3, pp. 14-27.

9. Naumov, A.V. Praktika primenenija Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii: kommentarij sudebnoj praktiki i doktrinal'noe tolkovanie (postatejnyj) [The practice of applying the Criminal Code of the Russian Federation: Commentary on judicial practice and doctrinal interpretation (article-by-article)]. Moscow : Volters Kluver, 2005, 926 p.

10. Tkachevsky, Yu. M., Safarov N. A. Nacional'noe zakonodatel'stvo ob jekstradicii (sravnitel'nyj analiz)[ [National legislation on extradition (comparative analysis)]. Vestnik Mos-kovskogo universiteta - Bulletin of the Moscow University. Series 11. Pravo. 2003, pp. 40-59.

11. Ozhegov, S. I., Shvedova, N. Y. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Ed. 4th supplemented. - Moscow : ITI Technologies, 2003, 944 p.

12. Lazarev V. V.( ed.) Nauchno-prakticheskij kommentarij k Konstitucii Rossijskoj Federacii [Scientific and practical commentary on the Constitution of the Russian Federation]. Moscow : Yur-ayt, 2009, 871 p.

13. Kharitonov, M. M. Vozmozhnost' ogranichenija prava izmenit' grazhdanstvo Rossijskoj Federacii s tochki zrenija ierarhii konstitucionnyh norm [The possibility of restricting the right to change the citizenship of the Russian Federation from the point of view of the hierarchy of constitu-tional norms]. Konstitucionnoe i municipal'noe pravo - Constitutional and municipal law. 2010, no. 10, pp. 10-13.

14. Sovremennyj slovar' inostrannyh slov [Modern Dictionary of Foreign Words]. Saint Pe-tersburg : Duet, 1994, 752 p.

15. Smirnov, E. S. Institut grazhdanstva: statichnost' ili perspektivy nacional'nogo i mezhdunarodno-pravovogo regulirovanija [Institute of Citizenship: static nature or prospects of na-tional and international legal regulation]. Konstitucionnoe i municipal'noe pravo - Constitutional and Municipal Law. 2015, no. 1, pp. 24-30.

16. Reshetneva, T. V. Jekstradicija polipatridov v rossijskom ugolovnom processe / T. V. Reshetneva : avtoref. dis. … kand. jurid. nauk. 12.00.09. [Extradition of polypatrids in the Russian criminal process / T. V. Reshetneva : abstract. dis. ... cand. jurid. sciences'. 12.00.09]. Yekaterinburg, 2009, 22 p.

17. Bykova, E. V. Voprosy ugolovnogo presledovanija v mezhdunarodno-pravovom sotrud-nichestve [Issues of criminal prosecution in international legal cooperation]. Ugolovnoe sudopro-izvodstvo - Criminal proceedings. 2006, no. 3, pp. 18-19.

Login or Create
* Forgot password?