from 01.01.2022 to 01.01.2023
Volgograd, Volgograd, Russian Federation
UDK 343 Уголовное право. Уголовное судопроизводство. Криминология. Криминалистика
The topical character of the given article is due to the growth of organized crime, necessity to fight it effectively taking into account the importance of ensuring safety of all participants of the criminal procedure. The given article deals with studying and analyzing the main opinions of the scientists considering the development of the concept to ensure safety of the participants of the criminal proceedings while investigating crimes committed by organized criminal groups. The author of the article makes an attempt to determine the main concept-forming elements, features, characteristics, specifics of the category «ensuring safety of the participants of the criminal proceedings» in general and then to highlight the specific nature of the application of these measures while investigating crimes committed by organized criminal groups. Based on the data obtained, the author formulated the definition of «ensuring safety of the participants of the criminal proceedings, while investigating crimes committed by organized groups». In addition, the author of the article analyzes the specifics of the legal regulation of this aspect of the institution of ensuring safety of the participants of the criminal proceedings as well as identifies gaps in the legislation. Having based on the data, the author develops proposals to improve legislation in this sphere.
state protection measures, an investigator, participants of the criminal proceedings, security, organized crime, a witnesses, a victim.
Эффективность осуществления правосудия непосредственно зависит от полноты и всесторонности предварительного расследования. Одним из главнейших источников ценной информации по уголовному делу являются показания по существу дела лиц, обладающих значимой информаций. Для получения от вышеуказанных лиц максимально полных и достоверных сведений, создания условий их активного участия в доказывании необходимо исключить факт негативного преступного воздействия на них. С этой целью создан правовой институт обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.
Необходимо сказать, что понятие «безопасность» по своей сути является верховенствующим в институте обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, имеющим базовое значение при формировании иных важных правовых категорий. При изучении данной темы авторы научных публикаций в большинстве случаев в качестве исходного понятия используют дефиницию, отраженную в толковом словаре С.И. Ожегова, определяющего безопасность, как «состояние, при котором не угрожает опасность, … защита от опасности» [1, с. 41].
Наряду с этим В.И. Даль в своем толковом словаре определяет понятие безопасность как «отсутствие опасности, сохранность, надежность» [2, с. 114].
А.Ю. Епихин в своём научном исследовании применительно к данной проблематике определяет понятие «безопасность», как «комплекс обстоятельств, обеспечивающих состояние защищенности объекта охраны (защищаемого лица) от угрозы нападения либо фактического противоправного воздействия на него со стороны кого бы то ни было, направленный на отражение, оборону от имеющейся опасности или угрозы ее появления» [3, с. 53-54].
А.Ф. Галузин предлагает определение «безопасность уголовного судопроизводства» как «наличие и использование системы правовых, организационных и иных средств защиты от внешних и внутренних противоправных воздействий, направленных на применение правил производства следственных и процессуальных действий, принципов, закрепленных в УПК, для достижения предназначения процесса на стадии выработки правовых средств защиты и правоприменения» [4, с. 61-63]. Однако в данной дефиниции не упомянуты субъекты, полномочные и обязанные обеспечивать данную безопасность, а также используется нетрадиционный для уголовного процесса термин «стадия выработки правовых средств защиты и правоприменения». Данное определение отражает процедурный, деятельностный аспект в его развитии – без достижения конкретного результата. Однако для реальной безопасности важны не только «наличие и использование системы правовых, организационных и иных средств защиты», но и достижение благодаря этому особого правового и фактического состояния участников уголовно-процессуальных отношений.
Прежде чем, с учетом целей настоящей статьи, формулировать понятие «обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства при расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группами», необходимо проанализировать определение «обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства» в целом.
Анализируя понятие «безопасность» в уголовно-процессуальном аспекте, важно отметить, что в её определении необходимым атрибутом является не отсутствие опасности, а наличие действенных и эффективных механизмов защиты от потенциальных угроз безопасности. Е.В. Жариков в своём исследовании определяет понятие «безопасность лиц, содействующих правосудию», как «состояние отсутствия опасности и угроз жизненно важным интересам этих лиц со стороны криминальных элементов, противодействующих правосудию, а также такую степень защищенности этих лиц, которая позволяет им беспрепятственно осуществлять свое содействие правосудию, не причиняя этим вреда их жизненно важным интересам [5, с. 22]. В данном определении не упоминается о роли компетентных органов и должностных лиц в обеспечении данного состояния, а также нет ссылки на правовую основу такой деятельности, что, на наш взгляд, не позволяет говорить о завершенности данной дефиниции.
Рассматривая понятие обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, А.А. Юнусов определяет его таким образом: это «деятельность компетентных органов, направленная на создание условий, при которых жизни и здоровью этих лиц не грозит опасность, или устранение опасности» [6]. По нашему мнению, данное определение не раскрывает такие важнейшие аспекты, как поводы и основания применения мер безопасности. Кроме того, эта дефиниция не включает в себя круг близких лиц, близких родственников и родственников, которые также подлежат государственной защите. Также не отражено, что данные меры направлены на защиту лиц, угроза жизни и здоровью которых возникла именно в связи с их участием (участием их близких и родственников) в уголовного судопроизводстве.
В своей работе В.Б. Гончаров формулирует понятие обеспечения безопасности участников уголовного процесса, как «осуществление правовых, организационно-технических и других мероприятий, направленных на защиту жизни, здоровья, жилья, имущества, чести и достоинства этих лиц от противоправных посягательств с целью создания необходимых условий для надлежащего отправления правосудия»
[7, с. 49]. Данное определение, по нашему мнению, в отличие от предыдущего, удачно обозначает главную цель обеспечения безопасности – надлежащие отправление правосудия, но помещение этой цели сразу после слов «противоправных посягательств» искажает смысл этой дефиниции.
Е.И. Замылин отмечает невозможность достижения целей уголовного судопроизводства без должного обеспечения безопасности личности. При этом законодатель указал в качестве оснований для применения мер безопасности только воздействие в виде угрозы убийством, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества либо иными опасными противоправными влияниями [8, с. 38], не предусмотрев при этом, что меры криминального воздействия могут находиться за пределами уголовно-правовой плоскости.
А. А. Дмитриева в работе «Теоретическая модель безопасного участия личности в российском уголовном судопроизводстве» использует понятие «безопасность» в контексте участия личности в уголовном судопроизводстве. В данной работе безопасность понимается как состояние, при котором участник уголовного судопроизводства не подвергается угрозам, преследованию, насилию или другим действиям, которые могут негативно повлиять на его физическое или психологическое благополучие. Понятие безопасности в рамках этой работы также связывается со справедливостью уголовного судопроизводства. Обеспечение безопасности позволяет защитить права и интересы этих участников, связанные со свободным выражением мнения, оказании содействие в раскрытии истины и достижении правосудия без страха или преследования [9, с. 52].
В юридической литературе традиционно принято считать, что институт государственной защиты участников уголовного судопроизводства включает в себя не только меры их правовой защиты и социальной поддержки, а также применение самих мер безопасности. К первой категории относится правовая работа законодателя по увеличению защитных мер безопасности для указанных лиц путем закрепления дополнительных норм ответственности за совершение противоправных действий в отношении них.
Законодатель различает меры социальной поддержки в зависимости от процессуального статуса участника и последствий неправомерного применения мер безопасности.
Меры безопасности участников уголовного судопроизводства разделены законодателем на процессуальные и иные меры безопасности. Процессуальные меры закреплены в ст.11 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ). В свою очередь, иные меры безопасности, такие как: личная охрана, охрана имущества и жилища, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице, переселение на другое место жительства, замена документов и другие, закреплены в федеральных законах.
Таким образом, в УПК РФ не указан полный перечень комплекса мер безопасности, а лишь упомянута возможность применения других мер безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Очевидно, по этой причине однозначного понятия анализируемого нами феномена в юридической литературе не существует. Поэтому в качестве базового определения, на наш взгляд, необходимо использовать дефинитивную норму, закрепленную Федеральным законом РФ «О безопасности» № 2446-1 от 05.03.1992, в котором понятие безопасность трактуется, как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Данную норму можно признать универсальной ввиду ее межотраслевого характера. Дополнение ее специфическими признаками, характеризующими деятельность по обеспечению безопасности именно в уголовном судопроизводстве, отражающими специфику данной деятельности при расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группами, позволит сконструировать соответствующее определение.
Полноценная дефиниция категории «обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства», может быть сформулирована только на основе его основных понятиеобразующих признаков. Определим их:
1) необходимым условием для применения мер безопасности[1] является наличие поводов и оснований[2]. Поводы применения мер безопасности регламентированы Федеральным законом от 20.04.1995
№ 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (в дальнейшем изложении – Федеральный закон № 45-ФЗ) в статье 13 «Поводы и основания применения мер безопасности:
а) заявление указанного лица;
б) обращение председателя суда, либо руководитель соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, либо руководителя федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, либо руководителя центрального органа военного управления Вооруженных сил Российской Федерации, а также начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы;
в) получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица» [3].
Данный нормативный акт наряду с поводами указывает в ст. 13 и основание для применения мер безопасности: «Основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица», что придает нормативному регулированию этого важного аспекта завершенный вид.
Сравнение этих нормативных положений Федерального закона № 45-ФЗ с установлениями Федерального закона от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (в дальнейшем изложении – Федеральный закон № 119-ФЗ) показывает, что разработчики последнего закона не обеспечили четкость нормативного регулирования данного важного момента, не разграничили повод и основание применения мер безопасности, обозначив в ст. 16 поводы через категорию «основание» («Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица…). В пункте «в» ст. 13 Федерального закона № 45-ФЗ предусмотрена возможность применения мер безопасности при получении соответствующей информации правоохранительными органами. Однако, в Федеральном законе № 119-ФЗ данный повод не упомянут в ч. 1 ст. 16 рассматриваемого нормативно-правового акта в качестве основания применения мер безопасности указаны «данные о наличии реальной угрозы безопасности защищаемого лица, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве».
В связи с тем, что информация о наличии угрозы в отношении участника судопроизводства может поступать из оперативных и иных источников к сотрудникам компетентных органов, предлагаем в качестве повода применения мер безопасности указать наряду с заявлениями частных лиц и соответствующий рапорт сотрудника правоохранительных органов о необходимости применения мер безопасности. С целью четкого нормативного закрепления системы поводов для применения мер безопасности полагаем возможным изложить ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 119-ФЗ в следующей редакции: «Поводы и основания применения мер безопасности:
«2. Поводами для применения мер безопасности являются:
а) письменное заявление защищаемого;
б) письменное заявление близких родственников, родственников или близких лиц защищаемого лица, находящегося в беспомощном состоянии;
в) письменное заявление родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих);
г) рапорт установленного образца, составленный уполномоченным сотрудником органа, осуществляющего расследование, о необходимости применения мер безопасности в отношении участника уголовного судопроизводства.».
Необходимо подчеркнуть, что, если применение мер безопасности осуществляется по инициативе компетентных органов, требуется получение письменного согласия на это от защищаемого лица. Поэтому ст. 16 следует дополнить новой частью 2.1 следующего содержания:
«2.1. В случае, предусмотренном пунктом «г» части второй настоящей статьи, меры безопасности применяются с согласия лиц, указанных в пунктах «а», «б» и «в» части второй настоящей статьи».
При этом видится справедливым высказывание Л.В. Брусницына применительно к анализируемой нами ст. 16, что «в безотлагательных случаях исходя из установленной в п. 1 ч. 4 ст. 24 комментируемого Закона обязанности соответствующих органов «немедленно реагировать» на случаи, требующие применения мер безопасности, эти меры могут применяться без письменного заявления либо согласия лица,
подлежащего защите, с последующим письменным оформлением согласия» [10, с. 7].Указанная уважаемым ученым ситуация нуждается в нормативном регулировании, чтобы у правоприменителей был четко закрепленный в законе алгоритм действий, что представляется чрезвычайно важным в контексте обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. С учетом вышеизложенного предлагаем дополнить ст. 16 Федерального закона № 119-ФЗ новой частью 4 следующего содержания:
«4. В случаях, требующих незамедлительного применения мер безопасности, эти меры могут применяться без письменного заявления либо согласия лица, подлежащего защите, с последующим письменным оформлением его согласия.».
В качестве фактического основания применения мер безопасности (а это основание для принятия соответствующего решения, следовательно, здесь должен применяться общий, выработанный в уголовно-процессуальной науке подход) принято считать данные о наличии реальной угрозы жизни, причинения вреда здоровью, угрозы причинения имущественного ущерба свидетелю, потерпевшему и иному участнику, в связи с его участием в уголовном судопроизводстве. Кроме того, в качестве основания применения мер безопасности предусмотрены данные о наличии реальной угрозы жизни, здоровью, благополучию близких родственников, родственников и близких лиц участника уголовного судопроизводства (ст. ст. 2, 16 Федерального закона № 119-ФЗ). По сути, закон в ст. 16 упоминает именно фактические основания для принятия решения о применении мер безопасности.
При этом близкие родственники, родственники и близкие лица, жизнь, здоровье и благополучие которых важны для участников уголовного судопроизводства, не являются участниками уголовного процесса, однако, меры безопасности в отношении них также применяются в связи с позитивным поведением лиц, способствующих правосудию.
Важно отметить, что зачастую обвиняемые и иные заинтересованные лица оказывают воздействие на свидетелей и потерпевших посредством угроз в отношении их близких, как правило, тех, кто не сможет самостоятельно защитить себя - жизнь, здоровье и имущество которых являются особенно важными для свидетелей и потерпевших. Необходимым условием применения в отношении лица мер безопасности является реальность наступления угрозы в ближайшее время. В связи с чем нередко свидетели и потерпевшие считают, что им необоснованно было отказано в применении мер государственной защиты [11, с. 8].
Также необходимо сказать, что существует частное условие применения мер безопасности в отношении родственников и близких лиц защищаемого лица, согласно которому в случае если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение в отношении них мер безопасности, так как применяемые меры безопасности могут носить радикальный характер и оказать существенное влияние на сложившийся уклад жизни вышеуказанных лиц;
2) превентивный характер, т. е. меры безопасности для участников уголовного судопроизводства носят предупредительный характер и направлены на предотвращение возможных негативных последствий;
3) меры безопасности применяются только уполномоченными законом лицами. Правом применения мер безопасности обладают должностные лица правоохранительных органов и суда. Специализированными подразделениями МВД РФ, осуществляющими обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства, являются Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД РФ (данное подразделение занимается обеспечением безопасности гражданских лиц, являющихся участниками уголовного процесса), а также Главное управление собственной безопасности МВД РФ, одно из направлений деятельности которого связано с обеспечением безопасности должностных лиц, угроза которым возникла в связи с выполнением должностных обязанностей. Кроме того, обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства осуществляет и ФСБ РФ - в рамках расследования уголовных дел, отнесенных к подследственности данного ведомства. ФСИН РФ обеспечивает безопасность в период отбывания наказания лицом, в отношении которого применены меры безопасности, а также во время нахождения защищаемого лица в пенитенциарном учреждении, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Кроме того, государственную программу по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства реализуют и подразделения таможенных органов РФ, обеспечивающих защиту участников уголовного процесса в рамках расследования уголовных дел, отнесенных к их подследственности, Федеральная служба по труду и занятости РФ - деятельность данного подразделения направлена на компенсирование членам семей защищаемых лиц материальных затрат[4]. Также при участии в уголовном судопроизводстве военнослужащих часть мер по обеспечению безопасности может быть возложена на командование воинской части, однако, под руководством МВД РФ. Необходимо отметить, что в Постановлении Правительства РФ в качестве ответственного исполнителя Программы по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства обозначено Министерство внутренних дел РФ;
4) меры обеспечения безопасности могут применяться ко всем участникам уголовного судопроизводства, способствующим правосудию, в отношении которых имеется реальная угроза жизни, причинения вреда здоровью и имуществу, а также к их родственникам, близким родственникам и близким лицам. Уголовно-процессуальным законодательством РФ (ч. 3 ст. 11 УПК РФ) предусмотрено применение указанных мер каждому из участников уголовного судопроизводства. По закону применение мер безопасности также распространяется на близких родственников, родственников, близких лиц, негативное влияние на которых направлено с целью воздействия на участника уголовного судопроизводства для изменения им своих показаний, для отказа от дачи показаний и др. Под близкими лицами законом понимаются «иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений» (п. 3 ст. 5 УПК РФ). Также следует подчеркнуть, что обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства осуществляется с учетом принципа равенства всех перед законом и судом, т.е. меры безопасности применяются ко всем защищаемым лицам, независимо от их «пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» (ст. 19 Конституции РФ).
Однако, в законодательстве, посвященном мерам государственной защиты, указаны не все участники уголовного судопроизводства, в отношении которых могут применяться меры безопасности, в частности не указаны секретарь судебного разбирательства и помощник судьи. Данный факт является пробелом в регулировании, так как эти лица могут оказать существенное влияние на подготовку проектов документов судьи, в связи с чем приговор суда может быть отменён, как необоснованный. Весьма значима их роль в том числе при подготовке проектов документов, изготавливаемых в рамках расследования уголовного дела, при осуществлении судебно-контрольных процедур. С учетом того, что данные участники уголовного судопроизводства по своему статусу и важности их деятельности для обеспечения надлежащего осуществления правосудия, также при необходимости должны быть обеспечены мерами безопасности, их следует упомянуть в Федеральном законе № 45-ФЗ: дополнить ч. 1 ст. 2 новым пунктом «1.1) помощник судьи, секретарь судебного заседания;».
5) обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства осуществляется строго в соответствии с законодательством РФ, в том числе применение мер безопасности к участникам уголовного судопроизводства не должно противоречить нормам международного права. Правовая основа обеспечения безопасности участников уголовного процесса предусматривает обширный перечень нормативно-правовых актов. Конституция Российской Федерации – основа любой отрасли права, Уголовный[5], Уголовно-процессуальный[6], Уголовно-исполнительный[7] кодексы Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 25.10.2018 N 1272 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 - 2023 годы»»[8], а также иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и международные договоры. В частности, при обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства должностные лица руководствуются нормами УПК РФ (ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241 и ч. 5 ст. 278 УПК РФ), Федеральным законом № 119-ФЗ, а также данная деятельность осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона № 45-ФЗ, безусловно, с соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Что касается нормативно-правового регулирования деятельности правоохранительных органов по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства при расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группами, помимо основного закона государства и вышеуказанных нормативных актов, содержит обширный перечень законов, это Федеральный закон «О безопасности» № 390-ФЗ от 15.12.2010[9], Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25.7.2002[10], Федеральный закон «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06.03.2006[11], Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» от 17.01.1997[12] и другие;
6) применение мер государственной защиты в отношении свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства возможно на любом этапе уголовного судопроизводства, а также за его пределами. Таким образом, меры безопасности могут быть применены в ходе процессуальной проверки на стадии возбуждения уголовного дела[13] (т.е. в отношении заявителя, очевидца, жертвы и иных лиц, способствующих раскрытию преступления), на стадии предварительного расследования, в судебном производстве, в том числе – в ходе отбывания наказания осужденными. Также данные меры согласно ст. 5 Федерального закона № 119-ФЗ актуальны и в отношении лиц, освобожденных от уголовной ответственности или наказания, а также лиц, к которым применены принудительные меры медицинского характера.
7) меры обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства направлены на защиту интересов, жизни, здоровья и имущества лиц, угроза в отношении которых возникла именно вследствие их участия (или участия их близких) в уголовном производстве. Уголовный процесс – это сфера, в которой человек может подвергаться самым жестким видам публичного принуждения за совершенные преступления. Результатом часто становится лишение свободы на длительные сроки, вплоть до пожизненного. Поэтому уголовно преследуемое лицо нередко использует незаконные средства, чтобы избежать привлечения к уголовной ответственности, которые заключаются в применении насилия к участникам уголовного процесса либо в угрозе его применения. Наиболее уязвимыми оказываются потерпевшие и свидетели, но практика показывает, что жертвами могут становиться и судьи, следователи, дознаватели, оперативные сотрудники, подозреваемые, обвиняемые и т.д.;
8) безопасность участников уголовного судопроизводства следует понимать как их особое правовое и фактическое состояние.
Фактическая сторона обеспечения безопасности участников уголовного процесса включает в себя защиту лиц от реальных угроз и опасности, которые могут возникнуть в процессе расследования и судебного разбирательства. К таким угрозам относятся нападения, запугивания, а также другие формы неправомерного воздействия на свидетелей, потерпевших, защитников и других участников уголовного процесса. Для того чтобы эффективно бороться с такими угрозами, необходимо оценивать риски и применять соответствующие меры. Безусловно, для конкретного участника уголовного судопроизводства жизненно важное значение имеет именно фактическое состояние – такая степень защищенности его интересов, которая обеспечивает нормальное существование ему и его близким. Однако данное фактическое состояние базируется на результатах урегулированной законом деятельности специально уполномоченных должностных лиц, действующих в соответствии с принятыми по делу решениями, направленными на создание законной основы, правого режима применения соответствующих мер. В ходе реализации указанной деятельности возникают специфические правоотношения. Именно по этой причине мы говорим о безопасности участника уголовного судопроизводства как об особом правовом состоянии.
Таким образом, фактическая и правовая стороны обеспечения безопасности участников уголовного процесса тесно связаны между собой и должны рассматриваться в комплексе, чтобы обеспечить наибольшую эффективность и защиту прав участников уголовного процесса.
Нередко возникает необходимость применения мер безопасности именно при расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группами, в связи с тем, что лица, совершившие данные категории преступлений, имеют широкий арсенал средств, применяемых для противодействия расследованию преступлений, которые неразрывно связаны с угрозами, насилием в отношении лиц, способствующих правосудию. Выделим следующие причины такого положения вещей:
- преимущественное использование преступными формированиями насилия, угроз применения насилия и иного негативного воздействия непосредственно на участника уголовного судопроизводства или его близких лиц для обеспечения латентности осуществляемой ими преступной деятельности;
- наличие коррупционных связей в правоохранительных и иных государственных органах. Участники преступных формирований осуществляют подкуп должностных лиц, тем самым получая гарантии от привлечения к уголовной ответственности, а также доступ к источнику информации от представителей власти. Это свидетельствует о том, что участники уголовного судопроизводства по уголовным делам о данной категории преступлений находятся в зоне большего риска применения в отношении них мер преступного воздействия;
- внедрение своих «осведомителей» в правоохранительные и иные государственные органы с целью «преступной разведки». Вследствие этого возникает угроза утечки оперативно значимой информации, возможное «рассекречивание» личности субъекта, оказывавшего содействие правоохранительным органам, информирование о его местонахождении, что значительно осложняет процесс осуществления мер безопасности участников уголовного судопроизводства при расследовании данной категории преступлений;
- техническая и финансовая оснащенность преступного сообщества. Наличие различных специализированных технических устройств и профессионалов в сфере информационных технологий позволяет участникам организованной преступной группы получить информацию о телефонных переговорах, получить доступ к техническим устройствам потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, определить их местонахождение, тем самым помочь «нейтрализовать» важнейший источник информации для правоохранительных органов;
- задача обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства при расследовании преступлений данной категории осложняется тем, что зачастую лицами, обладающими информацией, являются действующие или бывшие участники преступной группы. В связи с тем, что вышеуказанные лица достоверно знают, какие «санкции» могут быть к ним применены участниками организованной преступной группы, возникает острая необходимость качественного и гарантированного обеспечения безопасности данных лиц;
- структурированность преступной группы, данный признак принято рассматривать в объективном и субъективном смысле. К объективным признакам структурированности относятся стабильность состава организованной преступной группы, согласованность действий участников. Состав группы характеризуется наличием подразделений (подгрупп), которым присуще взаимодействие в целях реализации преступного умысла, распределение функций и обязанностей, а также единое руководство данными подразделениями. К субъективным признакам структурности организованной преступной группы относят наличие единой цели и умысла, осознание того, что при сплоченности и единой целеориентированности поставленные задачи будут достигнуты быстрее и эффективнее. Признак структурированности оказывает существенное влияние на участников уголовного судопроизводства, так как для уничтожения свидетельских показаний и других доказательств по уголовному делу заинтересованные лица с учетом вышеуказанных характеристик эффективно и по налаженному алгоритму действий, распределив роли и средства, организованно «устраняют» свидетелей и очевидцев;
- иерархичность преступной группы характеризуется строгой системой подчинения во взаимоотношениях лиц, придерживающихся преступной идеологии. Раскрывая данный признак необходимо указать, что «низшие» - исполняющие слои преступной группы обязаны беспрекословно исполнить решение «высшего» - руководящего слоя преступной группы, так называемых «воров в законе», «смотрящих» и «положенцев». Таким образом, при обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства необходимо учитывать, что для исполнения заданной установки руководящего состава исполнитель будет использовать все возможные методы и средства, так как исполнение данного решения будет считать своим идеологическим долгом;
- устойчивость организованной преступной группы характеризуется наличием прочных постоянных связей между соучастниками преступной группы, стабильностью состава и организованной структуры преступного формирования, наличием индивидуальных форм и методов осуществления преступной деятельности [13, с. 23]. Данный признак также необходимо учитывать, при применении мер безопасности, так как он оказывает влияние на степень подготовки и уровень организованности преступного формирования в вопросе уничтожении доказательств и применения противоправных действий в отношении свидетелей и других участников.
Рассмотрев вышеперечисленные основные элементы, образующие понятие обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводств в ходе расследования именно этой специфической категории уголовных дел, можно сформулировать следующее определение:
Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства при расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группами – это комплекс процессуальных и непроцессуальных мер, применяемых уполномоченными законом лицами при наличии поводов и оснований, предусмотренных законодательством РФ, направленных на обеспечение правового и фактического состояния защищенности участников уголовного судопроизводства, их близких родственников, родственников и близких лиц, от реального противоправного воздействия со стороны участников преступного сообщества, а также реальной угрозы применения такого противоправного воздействия, связанного с их активным участием в уголовном процессе, послужившим причиной возникновения угрозы безопасности, с учетом информационной и технической оснащенности организованных преступных групп, их структурированности, иерархичности и устойчивости.
[1] В целях настоящей статьи под термином «меры безопасности» будем подразумевать и иные меры безопасности согласно Федеральному закону № 45-ФЗ от 20.04.2005 и Федеральному закону № 119-ФЗ от 20.08.2004, а также меры безопасности, предусмотренные ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241 и ч. 5 ст. 278 УПК РФ.
[2] Согласно ст. 11 УПК РФ указано, что меры безопасности применяются «при наличии достаточных данных». Неопределенность формулировки основания применения вышеуказанных мер, безусловно, отрицательно сказывается на качестве обеспечения безопасности.
[3] О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный Закон РФ от 20.04.1995 N 45-ФЗ//Собрание законодательства РФ.1995. N 17. Ст. 1455.
[4] См.: Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 - 2023 годы»: Постановление Правительства РФ от 25.10.2018 года № 1272 // Собрание законодательства РФ. 2018. N 44. Ст. 6764; Собрание законодательства РФ. 2023. N 1 (часть I). Ст. 266.
[5] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.03.2023)// Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954; Собрание законодательства РФ. 2023. N 18. Ст. 3238.
[6] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921; Собрание законодательства РФ. 2023. № 8. Ст. 1208.
[7] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ.1997. N 2. Ст. 198; Собрание законодательства РФ. 1997. N 2. Ст. 199.
[8] Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 № 119-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. N 34. Ст. 3534; Собрание законодательства РФ.2021. N 27 (часть I). Ст. 5116.
[9] Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 №390-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. N 1. Ст. 2.
[10] Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 №114-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3031; Собрание законодательства РФ. 2023. N 1 (часть I). Ст. 16.
[11] Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 N 35-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. N 11. Ст. 1146; Собрание законодательства РФ. 2021. N 22. Ст. 3690.
[12] Постановление Пленума Верховного суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» от 17.01.1997 № 1 // Российская газета. 1997. №20. URL: https://demo.consultant.ru (дата обращения 03.04.2023).
[13] Более детально вопросы применения мер безопасности в отношении участников проверки сообщения о преступлении и их близких рассмотрены в диссертационном исследовании Т. Р. Мухаметшина [12, с. 21].
1. Explanatory Dictionary of the Russian Language / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova 2nd Ed., Cor. and Add. - M.: Az, 1994. - 907 pp.
2. Explanatory Dictionary of Existing Great Russian Language: Chosen Articles / V.I. Dahl; comm. ed. V.I. Dahl and I.A. Baudouin de Courtenay. - M.: Olma-Press: Krasny Proletarian, 2004. - 700 pp.
3. Yepikhin A.Yu. Ensuring Security of the Individual of Criminal Proceedings / A. Yu. Epihin. - St. Petersburg. : Legal. Center Press, 2004. - 329 pp.
4. Galuzin A.F. On Theory of Security of the Criminal Procedure // Criminal Law. - 2004. - № 1. P. 61-63.
5. Zharikov Ye.V. Differentiation of the Criminal Procedure as a Means to Ensure Safety of the Persons Facilitating Criminal Proceedings: Author's Abstract of Diss …of Candidate of Juridical Sciences. - Barnaul, 2004. - 25 pp.
6. Yunusov, A. A. Protection of participants in the criminal process and their neighbors / A. A. Yunusov. - Scientific electronic library of dissertations and abstracts: [website]. - URL: https://www.dissercat.com/content / oberezhenie-uchastnikov-ugolovnogo-protsessa-i-ikh-blizhnikh (accessed 26.03.2023).
7. Kozhevnikov V.V. Problems of Security of the Participants of the Criminal Proceedings / V.B. Goncharov, V.V. Kozhevnikov // State and Law. - 2000. - № 2. - P. 49-56.
8. Zamylin E. I. Security of participants in criminal proceedings: problems of provision and implementation [Text]: textbook for cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, employees of the internal Affairs bodies of the Russian Federation / E. I. Zamylin, V. V. Namnyaseva; Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Volgograd Academy. - 2nd ed., ispr. and add. - Volgograd: Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017. - p. 38.
9. Dmitrieva A.A. Theoretical model of safe personal participation in Russian criminal proceedings: abstract. dis. ... cand. jurid. sciences. - M., 2017. - 52 p.
10. Brusnitsyn L.V. Commentary on the Legislation on Ensuring Safety of the Participants of the Criminal Proceedings / L.V. Brusnitsyn. - M.: Yustitsinform, 2009. - 304 pp.
11. Zuev S. V. Ensuring the safety of "protected persons" in cases of crimes committed by organized criminal groups and criminal communities (criminal organizations) // Bulletin of SUSU. - 2012. No. 7. - pp. 53-59
12. Mukhametshin T.R. Legal regulation of the application of personal security measures at the stage of initiation of a criminal case: abstract. dis. ... cand. jurid. sciences'. - Ulyanovsk, 2022. - 31 p.
13. Zuyev S.V. Ensuring Safety of the Participants of the Criminal Proceedings: Scientific and Practical Guide. - Chelyabinsk: GOU VPO CHUI of the Interior Ministry of Russia, 2020. - 185 pp.