Introduction: this article deals with the dissemination of extremist materials on the Internet, namely on social networks. Information extremism, as one of the varieties of extremism, is the most dangerous today. Because information containing banned content is often publicly available, and distributors of this information do not distinguish between children and adults in pursuit of their criminal goals. Consideration of the issue of imposing restrictions on the use of dubious websites and their further blocking is more urgent than ever in our country. Problems arising in the fight against information extremism should be solved at both the legislative and international level, and a comprehensive approach can lead to positive results. Materials and methods: the normative base of the study normative legal acts of the Russian Federation. The methodology of the work includes both general scientific methods (analysis, synthesis, deduction, induction) and particular scientific methods. The Results of the study: the author's approach to solving the problems raised in the study is proposed. Findings and Conclusion: the author has identified the need to improve existing legislation to more thoroughly check websites with dubious content and to increase liability for crimes and offences related to extremist activity.
information extremism, IT-crimes, social network, national security, criminal procedural legislation, extremist organizations
Распространение материалов экстремистской направленности через глобальную сеть Интернет является в настоящее время одной из острых проблем общества и государства. Более того, вседоступность Интернета еще больше усугубляет данную проблему.
Данные статистики не утешительны: в МВД России отмечают, что количество преступлений экстремистской направленности с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и сети Интернет с каждым годом растёт. Более двух третей IT-преступлений за прошлый год были совершенны с использованием сети Интернет, это почти на 30 % больше, чем за предыдущий.
29 мая 2020 г. Президентом Российской Федерации был подписан указ от № 344 “Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года”, которая разработана в целях обеспечения дальнейшей реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму в Российской Федерации, а также в целях конкретизации положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"[1].
Сейчас уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности предусмотрена по ст. 280 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) – публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, ст. 282.1 УК РФ – организация экстремистского сообщества, ст. 282.2 УК РФ – организация деятельности экстремистской организации и ст. 282.3 УК РФ – публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях[2].
Кроме этого, административное законодательство предусматривает соответствующую ответственность за распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалов, публично оправдывающих терроризм, или других материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности – статья 13.37. Кодека об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАп РФ), пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами – статья 20.3. КоАп РФ, производство и распространение экстремистских материалов – статья 20.29. КоАп РФ[3].
В настоящее время в нашей стране аудитория разного возраста пользуется информацией, находящейся на просторах Интернета, а выход в сеть происходит преимущественно через мобильные устройства. Согласно статистическим данным один раз в месяц Интернетом на мобильных устройствах пользуются более 70 млн человек. В связи с этим для криминальных лиц, занимающихся распространением экстремистских материалов, Интернет – подходящий инструмент для совершения преступлений и противоправных деяний. И, к сожалению, наши дети, подростки, молодежь и общество в целом в полной мере не защищены от действий экстремистских организаций. Кроме того, необходимо помнить, что экстремизм – это проблема мирового масштаба, и запрещенная информация для наших сограждан может поступать из других стран.
В связи с данными фактами, одной из приоритетных задач государства является обеспечение национальной безопасности в сфере информационно-цифровых технологий с помощью совершенствования нормативной базы и внедрения новых технических средств, способствующих реализации превентивных мер против распространения экстремистской идеологии в едином информационном пространстве Российской Федерации [1, с. 101].
Отсутствие контроля, влекущее безнаказанность за распространение запрещенной информации в сети, является причиной увеличения преступной деятельности экстремистских организаций.
Находясь вдали от своего собеседника на неограниченном расстоянии, сторонники экстремистских организаций вербуют в свои ряды граждан России из различных регионов.
При этом сторонники преступных сообществ, находясь в различных уголках мира, занимаются вербовкой граждан России через информационную сеть.
Общество является свидетелем того, что социальные сети зачастую действуют во взаимодействии с традиционными СМИ, так как играют роль распределителя готового контента, то есть информацией, которой наполнены все средства коммуникации. Кроме указанной функции, социальные сети, такие как ВКонтакте, Одноклассники и т. д., часто исполняют роль «информатора» и предоставляют СМИ информацию, которая способствует созданию уже новостного и аналитического контента.
Один из видов экстремизма – информационный экстремизм. В социальных медиа его преподносят как многоуровневое понятие. К сожалению, именно экстремизм в таком формате манипулирует сознанием общества.
Его цель – разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды, распространение искусственно созданных слухов, которыми наполнено пространство Интернета.
Это может представлять собой реальную угрозу не только стабильному существованию социума в коммуникационной системе, но и информационной безопасности России в целом [2, с. 34].
Справедливо отмечено, что в сети Интернет принципы выражения и ограничения свободы такие же, как и в любом ином общественном пространстве. Нельзя не согласится с мнением о том, что глобальная сеть – это необъятное пространство, в котором можно свободно и беспрепятственно общаться, знакомиться и читать неограниченное количество разных текстов. Практически любая информация, «гуляющая» в сети, доступна неограниченному количеству пользователей.
И реалии таковы, что в настоящее время важным атрибутом человеческой жизни является Интернет, а количество наших соотечественников, пользующихся им в 2021 году, достаточно велико.
Рис. 1. Данные социальных медиа в России за 2021 год[4]
Согласно представленным данным, наибольшей популярностью для общения в 2021 году пользовались социальные сети «Вконтакте» и «Instagram».
Сотрудники подразделений по борьбе с экстремизмом отмечают, что социальные сети контролировать гораздо сложнее, нежели информационные или новостные Интернет-сайты. Социальная сеть «Вконтакте» – это популярная российская социальная сеть, которая с 2014 года полностью принадлежит холдингу Mail.ru Group. Существование этой сети отличается от иных тем, что ее работники активно сотрудничают с органами внутренних дел. Команда этой социальной сети автоматически удаляет экстремистские материалы, занимается поиском пропавших без вести людей и прочими направлениями.
К сожалению, из-за доступности и отсутствия ограничений огромную аудиторию пользователей сети составляют несовершеннолетние. По данным РБК («РосБизнесКонсалтинг» – группа компаний и один из крупнейших мультимедийных холдингов России), уже в 2021 году доля пользователей интернета в возрасте от 12 до 24 лет, достигла более чем 97,1 %, это наибольший прирост по сравнению с другими возрастными категориями[5].
А ведь именно в этом, раннем подростковом возрасте, когда происходят перемены в нервной системе, формирование мировоззрения, ребенок наиболее уязвим, и его психика впитывает информацию, зачастую «не фильтруя» ее на хорошую и плохую. И тут не нужно разграничивать социальный статус семьи, в которой воспитывается ребенок. Дети, как из обеспеченных, так и из малообеспеченных семей, подвержены влиянию из вне. Негативная информация, запрещенный контент, картинки и посты с отрицательными смыслами, он-лайн игры способные привести к суициду, знакомства в сети с распространителями наркотических средств, детской порнографии, экстремистских материалов – все это, к сожалению, общедоступно и несет огромный вред, откладываясь в памяти несовершеннолетнего, искажая его психику и меняя воображение.
Поэтому вопрос о многоуровневом контроле, а также запрете на пользование определенными социальными сетями в нашей стране должен решаться на законодательном уровне.
Кроме этого, для борьбы с экстремизмом, думается, будет эффективным осуществление мониторинга интернет-сайтов, который должен носить непрерывный характер. При выявлении запрещенного контента должна следовать незамедлительная блокировка сайта, а при установлении лиц, распространяющих экстремистские материалы в глобальной сети, – привлечение их к административной или уголовной ответственности в рамках действующего в нашей стране законодательства. Но необходимо помнить, что нарушение прав и свобод граждан страны является недопустимым.
Как справедливо отметил В. В Баранов, в настоящее время отсутствует достаточная правовая регламентация уголовно-правовых и иных мер, направленных на борьбу с экстремизмом.
Существует Необходимость в развитии ведомственной нормативной правовой базы, так же является одной из первостепенных задач в организации работы по противодействию экстремизму [3, с. 57].
Для сравнения приведем показатели объема активной аудитории социальных сетей в России в 2022 году.
Рис. 2. Объем активной аудитории социальных сетей в России в 2022 году[6]
В 2022 году показатели изменились, как по количеству сообщений, так и по количеству зарегистрированных авторов, лидирует отечественная социальная сеть «Вконтакте». Общение и регистрация в некогда популярных сетях «Instagram» и «Facebook» значительно снизились. Связано это с тем, что политика «Instagram» и «Facebook» изменилась, так как их владелец, американская Meta Platforms Inc, разрешила пользователям на территории Украины оставлять высказывания о насилии в отношении россиян в контексте военной операции. В связи с этим 21 марта 2022 года, по постановлению Тверского суда города Москвы, американская транснациональная холдинговая компания «Meta» была признана экстремистской организацией. По этой же причине Роскомнадзор исключил вышеназванную компанию из перечня компаний, в обязательства которых входило выполнение требований закрепленных в Федеральном законе "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации"[7]. Его еще называют – закон о "приземлении" ИТ-компаний. Данным законом установлены правовые основы иностранных граждан, осуществляющих деятельность на территории России, определены полномочия органов государственной власти России, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами и ее результатами.
Расследование преступлений экстремистской направленности, когда речь идет об информационном экстремизме, связано со следственными действиями, направленными на отыскание доказательственной информации, в том числе и скрытой в сети Интернет.
Основаниями для проведения обыска и изъятия электронных носителей информации является обнаружение информации, касающейся подбора и вербовки членов этих организаций, которая может использоваться в виде запрещенной пропаганды национальных идей, информационного давления на граждан; установление каналов финансирования экстремизма [4, с. 60].
Как показывает практика, при расследовании данного вида преступлений, в том числе совершенных с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, существует ряд проблем. Прежде всего они связаны со сложностью получения доказательственной информации, характеризующей преступления данной категории. Это, к сожалению, влечет снижение качества расследования.
Ученые процессуалисты, изучающие данные вопросы, выделяют следующие проблемы, с которыми сталкиваются правоохранительные органы:
- отсутствие у сети Интернет определенного собственника;
- неограниченный доступ к материалам, размещаемым в сети;
- широкая географическая распространенность сети;
- анонимный характер размещаемых в сети экстремистских материалов [5, с. 172].
Еще одной особенностью преступлений экстремистской направленности, совершенных с использованием сферы компьютерной информации, как отмечают специалисты, является система преступных посягательств. Данные о личности преступников является в данном случае важной составляющей криминалистической характеристики. Целью создания субъективного портрета лица, склонного к совершению преступлений, является:
– сужение круга лиц, подозреваемых в совершении преступления;
– планирование направления следственных действий;
– определение наиболее эффективных методик расследования [6, с. 174].
Профессор Ю. В. Гаврилин и профессор А. В. Шмонин справедливо отмечают, что необходимы знания закономерностей образования криминалистически значимой информации в электронной форме, то есть той самой следовой картины. Этот аспект позволит эффективно решать тактические задачи, которые часто вызывают вопросы в процессе выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая установление события преступления, совершившего его лица (лиц), содержания действий при совершении преступления и т. п. [7, с. 108].
Вышеназванные действия являются эффективными в борьбе с экстремистскими организациями. Такому жесткому контролю (а в случае неисполнения российского законодательства – и блокировке на территории России) должны подлежать все социальные сети и Интернет-платформы.
Кроме того, для эффективности пресечения действий экстремистских организаций через сеть Интернет необходимо усовершенствование действующего законодательства путем: внесения поправок, связанных с более тщательной проверкой и блокировкой различных Интернет сайтов, содержащих информацию экстремистской направленности; ужесточения ответственности за преступления и правонарушения, связанные с распространением экстремистских и иных запрещенных материалов; постоянный мониторинг Интернет-пространства специальными подразделениями органов внутренних дел, с целью выявления действующих экстремистских групп или отдельных лиц, пропагандирующих насилие и разжигающих национальную вражду.
[1] Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года : Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 // Гарант : сайт. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74094369/ (дата обращения: 27.12.2022). Режим доступа: свободный; О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ : принят Государственной Думой 27 июня 2002 года : одобрен Советом Федерации 10 июля2002 года // Гарант : сайт. URL: https://base.garant.ru/12127578/ (дата обращения: 27.12.2022). Режим доступа: свободный; О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 : утратил силу или отменен // КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669 / (дата обращения: 27.12.2022). Режим доступа: свободный.
[2] Уголовный кодекс Российской Федерации: УК : текст с изменениями и дополнениями на 24 сентября 2022 года : принят Государственной Думой 24 мая 1996 года : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года // КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10699/(дата обращения: 15.12.2022). Режим доступа: свободный.
[3] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : КоАП : в послед.ред. : принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года // КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 20.01.2023). Режим доступа: свободный.
[4] Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2021 //brand analytics : сайт. URL: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2021/ (дата обращения 29.01.2023 г.)
[5] «Доля пользователей интернета в России среди молодежи приблизилась к 100%» // РБК : сайт. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/12/01/2021/5ffde01e9a79478eb5230426 (дата обращения 29.01.2023 г.)
[6] Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2022 //brand analytics : сайт. URL: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2022 (дата обращения 29.01.2023 г.)
[7] О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации : Федеральный закон № 236-ФЗ от 01.07.2021 : принят Государственной Думой 17 июня 2021 года : одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года // КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388781/ (дата обращения: 25.02.2023). Режим доступа: свободный.
1. Nikitina TA, Terentyeva I.A. Protivodejstvie rasprostraneniju jekstremistskoj ideologii v informacionnom prostranstve Rossii [Countering the spread of extremist ideology in the information space of Russia]. Vestnik Povolzhskogo instituta upravlenija - Vestnik of the Volga Institute of Management. 2019, vol.19, no. 3. pp.101-106.
2. Volkov D.V., Rudik M.V. Social'nye seti kak sredstvo rasprostranenija jekstremizma [Social networks as a means of spreading extremism]. Vestnik Krasnodar-skogo universiteta MVD Rossii - Vestnik of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017, no.2 (36), pp.32-35.
3. Baranov V.V. K voprosu o pravovoj reglamentacii dejatel'nosti organov vnutrennih del po proti-vodejstviju projavlenijam jekstremizma v global'noj komp'juternoj seti [On the issue of legal regulation of the activities of the internal affairs bodies to counter the manifestations of extremism in the global computer network]. Policejskaja i sledstvennaja dejatel'nost' - Police and investigative activities. Mocsow, 2017, no. 1, pp. 56-62.
4. Frantsiforov Y.V., Shinkaruk V.M. Rassledovanie prestuplenij jekstremistskoj napravlennosti [Investigation of crimes of extremist orientation]. Pravovaja paradigm - Legal Paradigm. 2020. vol.19. №2. pp. 57- 62.
5. Aristarkhova T. A., Malakhvay E. D. K voprosu o prestuplenijah jekstremistskogo haraktera, sovershaemyh s ispol'zova-niem seti «Internet» [On the issue of extremist crimes committed with the use of the Internet]. Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Jekono-micheskie i juridicheskie nauki - Proceedings of the Tula State University. Economic and legal sciences.Tula, 2017, pp. 75 -81.
6. Glazkova L.V. Prestuplenija jekstremistskoj napravlennosti, sovershaemye s ispol'zovaniem sfe-ry telekommunikacii i komp'juternoj informacii [Extremist crimes committed with the use of telecommunications and computer information]. Aktual'nye problemy rossij-skogo prava - Actual problems of Russian law. 2021, vol. 16, no. 12 (133), pp.167-176.
7. Gavrilin Y.V., Shmonin A.V. Ispol'zovanie informacii, poluchennoj iz seti Internet, v rassledovanii prestup-lenij jekstremistskoj napravlennosti [The use of information obtained from the Internet in the investigation of crimes of extremist orientation]. Trudy Akademii MVD Rossii - Proceedings of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia.Moscow, 2019, no.1 (49), pp. 105-110.