The article discusses the historical development of the legal regulation of the regulation of confidants by departments of internal affairs bodies, ensuring operational-search activities. The authors of the investigation discover a legal analysis of obligations to a person who shows confidential participation, according to the previously existing and chosen domestic legislation. It is proposed to accelerate the strengthening of the connection between the functions of confidants in the secret of information that has become realized by them in the function of managing the body, the implementation of operational-search activities, supporting the answer for disclosing the essence expressed in the state of secrecy.
operational - search activity, confidential assistance, disclosure of state secrets, state protection, search operations
5.1.4. Уголовно-правовые науки
Научная статья
УДК 351.74:343.32
DOI:
ORCID: https://orcid.org/0009-0004-5783-090X
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОДЕЙСТВИЯ КОНФИДЕНТОВ ОПЕРАТИВНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Дмитрий Александрович Симоненко
Барнаульский юридический институт МВД России, Российская Федерация, Барнаул, dsimonenko6@mvd.ru
Аннотация. В статье исследуется историческое развитие правового регулирования содействия конфидентов подразделениям органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Автор проводит сравнительно-правовой анализ обязательств государства перед лицами, которые оказывают конфиденциальное содействие, по ранее действовавшему и современному отечественному законодательству. Предлагается законодательное закрепление обязанности конфидентов сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в связи с оказанием содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, под угрозой ответственности за разглашение сведений, составляющих государственную тайну.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, органы внутренних дел, конфиденциальное содействие, государственная тайна, государственная защита, законодательная регламентация.
Для цитирования: Симоненко Д.А. Некоторые проблемы законодательного регулирования содействия конфидентов оперативным подразделениям органов внутренних дел // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России : науч.-практический журн. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России. 2023. № 2 (105). С.
DOI:
ORCID: https://orcid.org/0009-0004-5783-090X
© Симоненко Д. А., 2023
5.1.4. Criminal law Sciences
Original article
SOME PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION OF ASSISTANCE OF CONFIDENTS TO THE OPERATIONAL UNITS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES
Dmitry A. Simonenko
Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russian Federation, Barnaul, dsimonenko6@mvd.ru
Abstract. The article discusses the historical development of the legal regulation of the regulation of confidants by departments of internal affairs bodies, ensuring operational-search activities. The authors of the investigation discover a legal analysis of obligations to a person who shows confidential participation, according to the previously existing and chosen domestic legislation. It is proposed to accelerate the strengthening of the connection between the functions of confidants in the secret of information that has become realized by them in the function of managing the body, the implementation of operational-search activities, supporting the answer for disclosing the essence expressed in the state of secrecy.
Keywords: operational-search activity, confidential assistance, disclosure of state secrets, state protection, search operations.
For citation: Simonenko D. A. Nekotorye problemy zakonodatel''nogo regulirovaniya sodeystviya konfidentov operativnym podrazdeleniyam organov vnutrennikh del [Some problems of legislative regulation of assistance of confidents to the operational units of the internal affairs bodies]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii — Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023, vol. no. 2 (101). pp. (in Russ.).
DOI:
Несмотря на то, что конфиденциальная форма содействия граждан органам внутренних дел играет одну из важнейших ролей в процессе выявления и раскрытия преступлений, данный правовой институт нуждается в детальной и тщательной проработке ввиду несовершенства правового регулирования данной сферы. Рассмотренный фактор является первоочередной причиной проведения нашего исследования.
В советский период существования государства вопросы профессионального сыска, в том числе конфиденциального содействия отдельных лиц органам внутренних дел, регулировались закрытыми нормативными правовыми актами ведомственного характера [1]. С изменением политического и социального устройства страны на волне демократизации происходящих в ней процессов было принято, на наш взгляд, разумное решение регламентировать соответствующие направления правоохранительной деятельности изданием законодательных актов, что и было реализовано в появившемся в 1992 г. первом законе об оперативно-розыскной деятельности – законе Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»[1]. В нем содержался раздел IV, специально посвященный вопросам содействия граждан органам, осуществляющим ОРД. Раздел включал в себя две статьи, первая из которых (ст. 15) определяла основные условия, при соблюдении которых органы, осуществляющие ОРД, могли использовать содействие граждан, в том числе на конфиденциальной основе. Такими условиями, согласно ч. 1 указанной статьи, являлись:
- добровольность волеизъявления лиц содействовать органам внутренних дел;
- желание содействующего лица придать содействию статус конфиденциальности;
- возможность заключения контракта с содействующими лицами;
- обязанность таких лиц сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения ОРМ;
- запрет для них на предоставление заведомо ложной информации.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона 1992 органам, осуществляющим ОРД, было предоставлено право привлекать к негласному сотрудничеству лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, социального, должностного и имущественного положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, политических и религиозных убеждений.
Стоит отметить, что ограниченная категория лиц, входящая в перечень, содержащийся в ч. 3 ст. 15 Закона 1992, состояла из следующих субъектов: адвокаты, судьи, священнослужители, народные депутаты, имела ограничение в виде запрета на привлечение к негласному сотрудничеству на контрактной основе.
Ряд необходимых мер поддержки лиц, которые осуществляли содействие органам, осуществляющим ОРД, содержались в статье 16 вышеупомянутого нормативно-правового акта и представляли собой социально-правовые гарантии защиты данных лиц. Структура статьи включала в себя 9 частей.
Гарантии были представлены в ч. 1 рассматриваемой статьи, согласно которой «лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства». Содержание ч. 5 ст. 16 конкретизировало это общее положение: «Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать на контрактной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение обязательств, предусмотренных контрактом».
Целесообразно упомянуть замечание о том, что заметным признаком, по которому можно дифференцировать Закон 1992 года, от аналогичного ему действующего федерального закона «Об ОРД» 1995 г., является тот факт, что новеллой для актуального закона стало введение условий, обязательных для соблюдения гарантий установленных для лиц, содействующим органам, осуществляющих ОРД на конфиденциальной основе.
Предусмотренные ст. 16 Закона 1992 обязательства государства перед лицами, оказывающими конфиденциальное содействие, в целом сводились к следующему:
- принятие необходимых мер к предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием, а равно членов их семей, близких;
- отнесение сведений о лицах, конфиденциально сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, к государственной тайне и возможность предания их гласности только с письменного согласия этих лиц или в других случаях, прямо предусмотренных законом;
- право указанных лиц на получение вознаграждения;
- включение периода негласного сотрудничества по контракту в качестве основного рода занятий в их трудовой стаж и возникновение права на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством;
- возможность проведения специальных мероприятий по защите указанных лиц в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
- право семьи пострадавшего и его иждивенцев в случае гибели лица, сотрудничавшего по контракту с органами, осуществляющими ОРД, на выплату из соответствующего бюджета единовременного пособия в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и назначение пенсии по случаю потери кормильца;
- право сотрудничающего по контракту лица при получении травмы, являющейся следствием ранения, контузии, увечья, наступившей в связи с его участием в проведении ОРМ и исключающей для него возможность дальнейшего негласного сотрудничества, на выплату ему из средств соответствующего бюджета единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания и назначение пенсии по инвалидности.
Обобщая изложенное, можно сформулировать следующие выводы.
В законе 1992 г. усматривается содержание лишь фундаментальных норм, устанавливающих понятие и сущность сотрудничества на негласной основе, перечень факторов и условий, без которых осуществление негласного сотрудничества было бы исключено. Установив лишь исчерпывающий перечень категорий мер по социальной и правовой защите лиц, содействующих органам, осуществляющим ОРД на конфиденциальной основе, законодатель упустил важнейшее условие, которое выражается во введении средств и методов по работе данных гарантий. Отсутствие нормативно-правовых механизмов, обеспечивающих работу данных мер, являлось главным недостатком Закона 1992 г. Однако следует обратить внимание, что существовало исключение в виде мер, по назначению пенсий и по случаю потери кормильца, так как они были предусмотрены гражданско-правовым и трудовым законодательством.
Вместе с тем нельзя не указать, что для своего времени Закон 1992 был прогрессивен, поскольку, во-первых, заложил основу законодательства, регламентирующего вопросы оказания отдельными лицами конфиденциального содействия органам, осуществляющим ОРД, а во-вторых, содержательно преодолел весьма популярный тогда стиль ведомственной инструкции, включив в себя положения, обращенные к населению страны или другим лицам, сделав предельно привлекательным для них сам институт негласного сотрудничества [2].
Разработка первого в России оперативно-розыскного закона позволила приобрести определенный опыт конструирования предписаний в подобных нормативных правовых актах, следующим из которых стал ныне действующий Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Результаты его углубленного анализа приводят к выводу о необходимости редакционной переработки некоторых норм, преследующих цель более определенной фиксации целого ряда принципиальных положений, прямо или косвенно относящихся к сфере конфиденциального содействия отдельных лиц органам, осуществляющим ОРД [3].
Рассмотрим лишь некоторые из них, связанные с привлечением конфидентов к проведению оперативно-розыскных мероприятий.
ФЗ об ОРД (ч. 1 ст. 17) определяет, что «отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий (курсив наш. — Д.С.) с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту».
Оценивая позицию законодателя, можно заключить, что рассматриваемым лицам дозволяется участвовать лишь в подготовке и (или) проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ). В связи с этим возникает вопрос: «Охватывают ли ОРМ весь спектр возможностей содействующих лиц?». Для ответа на него следует обратиться к ст. 6 ФЗ об ОРД, в ч. 1 которой дан исчерпывающий перечень ОРМ. В ходе анализа данных мероприятий мы произвели сопоставление с ними возможностей тех лиц, которые содействуют оперативным сотрудникам. В результате появились основания утверждать о том, что не только в оперативно-розыскной практике, но и во всем институте содействия существуют мероприятия, которые не включены в существующий перечень. Кроме того, такое мнение уже высказывалось учеными в области оперативно-розыскной деятельности [4]. В специальной литературе к таким мероприятиям зачастую относят досмотр подозреваемого, задержание разыскиваемого лица, засаду, организуемую для задержания этого лица, а также иные действия [5].
Более того, далеко не все действия лиц, конфиденциально содействующих ОВД, осуществляются в рамках ОРМ и мероприятий вообще. К какому мероприятию, например, можно отнести выведывание конфидентом информации у проверяемого лица в процессе общения? К ОРМ «Опрос»? Но ведь согласно предписаниям ФЗ об ОРД ОРМ могут проводить только уполномоченные лица из числа представителей органов, осуществляющих ОРД. Естественно, конфидент к этой категории не относится. Или, например, тайное изъятие конфидентом, которому доверяет сбытчик наркотиков, образца реализуемого им вещества. Будет ли это рассматриваться как ОРМ «Сбор образцов для сравнительного исследования»? По форме — да, но не по содержанию, поскольку оно напрямую связано с субъектом совершения указанных действий — представителем органа, осуществляющего ОРД [6, 7].
Кроме того, реализация любого ОРМ непосредственно связана с наличием оснований и определенных условий. Требуется ли это все для выполнения конфидентом указанных выше действий?
По нашему мнению, здесь следует вести речь не об осуществлении мероприятий, а о решении частных задач[2] ОРД. Поэтому представляется верным инициировать изменение фрагмента формулировки ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД «привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий» на словосочетание «привлекаться к решению задач оперативно-розыскной деятельности». Именно такой подход, с одной стороны, позволит нормативно расширить возможности конфидентов, с другой – придаст их действиям правовой характер.
ФЗ об ОРД (ч. 1 ст. 17) определяет, что «отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию (курсив наш — Д.С.) конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту». Буквальное толкование рассмотренной нормы дает основание полагать, что сохранение конфиденциальности напрямую зависит от желания самого лица, которое оперативным подразделениям оказывает содействие. Считаем возможным утверждать, что подобный подход законодателя к работе с конфидентами является неприемлемым.
Следует заявить, что интересы сохранения конфиденциальности содействия конфидента являются прерогативой и целью не только самого конфидента, так как одним из фундаментальных принципов деятельности ОРД является конспирация. Ее отсутствие исключает эффективность осуществления ОРД. Конспирация является условием обеспечения безопасности всех лиц, которые каким-либо образом вовлечены в ОРД, а не только лишь конфидентов.
Детальный анализ рассматриваемой нормы закона позволяет сделать обоснованный вывод, что она не точна по содержанию и не актуальна. Действительно, тезис о наличии стремления вменяемого конфидента к афишированию своего содействия органам внутренних дел является весьма сомнительным [8].
Далее в ст. 17 ФЗ об ОРД указано, что «...эти лица (привлекаемые — Д.С.) обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам (курсив наш — Д.С.)». Возникает справедливый вопрос о том, могут ли лица, которые содействуют оперативному сотруднику на конфиденциальной основе, быть привлечены к уголовной, административной или иной ответственности? Совершенно очевидно, что в данной ситуации нельзя дать утвердительный ответ по причине того, что указанные лица не могут являться объектами официального преследования за искомое нарушение в силу закона.
Взяв за основу предложенную позицию, считаем необходимым рассмотреть иной вариант редакции ч. 1 ст. 17 рассматриваемого закона: «Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к решению задач оперативно-розыскной деятельности с сохранением в заранее оговоренных случаях конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в связи с оказанием содействия указанным органам». С учетом принятия такой формулировки необходимо в контракт о конфиденциальном сотрудничестве вписывать обязательство привлекаемых к негласному сотрудничеству лиц выполнять эти требования, а в законодательстве предусмотреть включение их в качестве субъектов, которым была доверена государственная тайна. В этом случае на них будет распространяться предписание ч. 1 ст. 283 УК РФ, предусматривающей ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Шумилов, А. Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России: монография. М., 1997.
2. Мушкет, И. И., Хохлов, Е. Б. Полицейское право России: проблемы теории / под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб., 1998.
3. Шахматов, А. В. Правовое регулирование содействия граждан органам, осуществляющим ОРД: дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1999.
4. Богданов, А. В., Воронцов, А. В., Ефимкин, М. С., Завъялов, И. А., Иванцов, С. В., Ильинский, И.И., Любан, В.Г., Михайлов, Б.П., Синилов, Д.К., Турбина, О. В., Хазов, Е.Н., Хромов, И.Л., Чикова, Я.Н., Эриашвили, Н.Д. Криминальная среда. Понятие, генезис, оперативно-разыскное воздействие: монография / под редакцией Б. П. Михайлова, Е. Н. Хазова. Сер. Научные издания для юристов. М., 2015. Ч. II.
5. Тамбовцев, А. И. Коллизии законодательного регулирования содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3 (47).
6. Рудой, А. В. Нормативное правовое регулирование содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 7.
7. Основы оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел: учебник / под ред. З. Л. Шхагапсоева и Н. П. Голяндина. Краснодар, 2016.
8. Симоненко, Д. А. Некоторые аспекты современного состояния законодательного регулирования конфиденциального содействия отдельных лиц оперативным подразделениям органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4.
9. Железняк, Н. С. Вопросы актуализации Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2019.
REFERENCE
1. Шумилов, А. Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России: монография. М., 1997.
2. Мушкет, И. И., Хохлov, E. B. Politseyskoe pravo Rossii: problemy teorii / pod obshch. red. V. P. Sal'nikova. SPb., 1998.
3. Shakhmatov, A. V. Pravovoe regulirovanie sodeystviya grazhdan organam, osushchestvlyayushchim ORD: dis. … kand. yurid. nauk. SPb., 1999.
4. Bogdanov, A. V., Vorontsov, A. V., Efimkin, M. S., Zav"yalov, I. A., Ivantsov, S. V., Il'inskiy, I.I., Lyuban, V.G., Mikhaylov, B.P., Sinilov, D.K., Turbina, O. V., Khazov, E.N., Khromov, I.L., Chikova, Ya.N., Eriashvili, N.D. Kriminal'naya sreda. Ponyatie, genezis, operativno-razysknoe vozdeystvie: monografiya / pod redaktsiey B. P. Mikhaylova, E. N. Khazova. Ser. Nauchnye izdaniya dlya yuristov. M., 2015. Ch. II.
5. Tambovtsev, A. I. Kollizii zakonodatel'nogo regulirovaniya sodeystviya organam, osushchestvlyayushchim operativno-rozysknuyu deyatel'nost' // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2018. № 3 (47).
6. Rudoy, A. V. Normativnoe pravovoe regulirovanie sodeystviya grazhdan organam, osushchestvlyayushchim operativno-razysknuyu deyatel'nost' // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 7.
7. Osnovy operativno-razysknoy deyatel'nosti organov vnutrennikh del: uchebnik / pod red. Z. L. Shkhagapsoeva i N. P. Golyandina. Krasnodar, 2016.
8. Simonenko, D. A. Nekotorye aspekty sovremennogo sostoyaniya zakonodatel'nogo regulirovaniya konfidentsial'nogo sodeystviya otdel'nykh lits operativnym podrazdeleniyam organov vnutrennikh del // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2022. № 4.
9. Zheleznyak, N. S. Voprosy aktualizatsii Federal'nogo zakona «Ob operativno-rozysknoy deyatel'nosti». Krasnoyarsk: Sibirskiy yuridicheskiy institut MVD Rossii, 2019.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Симоненко Дмитрий Александрович, кандидат юридических наук. Начальник Барнаульского юридического института МВД России. 656038, Российская Федерация, г. Барнаул, ул. Чкалова, 49.
INFORMATION ON AUTHOR
Dmitry A. Simonenko, Candidate of Law, Head of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 656038, Russian Federation, Barnaul, 49 Chkalov str.
Представленный материал ранее нигде не публиковался и в настоящее время не находится на рассмотрении на предмет публикации в других изданиях. Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения. Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети «Интернет» не возражаю».
1. Shumilov, A. Yu. Problemy zakonodatel'nogo regulirovaniya operativno-rozysknoy deyatel'nosti v Rossii: monografiya. M., 1997.
2. Mushket, I. I., Hohlov, E. B. Policeyskoe pravo Rossii: problemy teorii / pod obsch. red. V. P. Sal'nikova. SPb., 1998.
3. Shahmatov, A. V. Pravovoe regulirovanie sodeystviya grazhdan organam, osuschestvlyayuschim ORD: dis. … kand. yurid. nauk. SPb., 1999.
4. Bogdanov, A. V., Voroncov, A. V., Efimkin, M. S., Zav'yalov, I. A., Ivancov, S. V., Il'inskiy, I.I., Lyuban, V.G., Mihaylov, B.P., Sinilov, D.K., Turbina, O. V., Hazov, E.N., Hromov, I.L., Chikova, Ya.N., Eriashvili, N.D. Kriminal'naya sreda. Ponyatie, genezis, operativno-razysknoe vozdeystvie: monografiya / pod redakciey B. P. Mihaylova, E. N. Hazova. Ser. Nauchnye izdaniya dlya yuristov. M., 2015. Ch. II.
5. Tambovcev, A. I. Kollizii zakonodatel'nogo regulirovaniya sodeystviya organam, osuschestvlyayuschim operativno-rozysknuyu deyatel'nost' // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2018. № 3 (47).
6. Rudoy, A. V. Normativnoe pravovoe regulirovanie sodeystviya grazhdan organam, osuschestvlyayuschim operativno-razysknuyu deyatel'nost' // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 7.
7. Osnovy operativno-razysknoy deyatel'nosti organov vnutrennih del: uchebnik / pod red. Z. L. Shhagapsoeva i N. P. Golyandina. Krasnodar, 2016.
8. Simonenko, D. A. Nekotorye aspekty sovremennogo sostoyaniya zakonodatel'nogo regulirovaniya konfidencial'nogo sodeystviya otdel'nyh lic operativnym podrazdeleniyam organov vnutrennih del // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2022. № 4.
9. Zheleznyak, N. S. Voprosy aktualizacii Federal'nogo zakona «Ob operativno-rozysknoy deyatel'nosti». Krasnoyarsk: Sibirskiy yuridicheskiy institut MVD Rossii, 2019.